June 8, 2012

Федор Александрович Васильев (1850–1873) родился 10 февраля 1850 года в Гатчине, в семье мелкого почтового чиновника. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Петербург и поселилась на Васильевском острове. Детство Васильева прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, затем поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. К этому времени относятся два маленьких, свежих по цвету пейзажа «В церковной ограде» (1867, ГРМ), «Деревенский двор» (1867, ГРМ) и ряд рисунков, среди которых выделяются сделанные на острове Валаам.

Молодого живописца захватила могучая красота дикой, первозданной природы Валаама, где он побывал в 1867 году вместе с Иваном Ивановичем Шишкиным. Шишкин старается помочь советами молодому художнику, учит его пристально вглядываться в природу и подробно, тщательно изображать увиденное. Влияние Шишкина отчасти сказалось в раннем пейзаже Васильева «Деревня» (1868, ГТГ), хотя еще в большей степени он близок некоторым русским пейзажам первой половины века. Для этой работы Васильев выбрал будничный мотив. Пейзаж повествователен. Мелкими мазками художник детально выписывает убогие избы, извилистую дорогу, лужи с отраженными в них облаками. В картине еще заметна некоторая дробность композиции, но найдена цветовая гармония.

Закончив в 1868 году рисовальную школу, Васильев сближается с Петербургской Артелью художников. Остроумный, обаятельный, он вскоре становится общим любимцем, но особенно дружен с И.Н. Крамским. Крамской постоянно восхищается необыкновенной одаренностью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их».

Лето 1869 года Васильев проводит сначала в Знаменском – тамбовском имении Строганова, – затем в Хотине на Украине. Результатом поездки явилась картина «После дождя» (1869, ГТГ), где художник стремится не только к правдивому изображению конкретного мотива, но передает состояние природы: землю, напоенную влагой только что прошедшего дождя, свежесть листвы, сверкание луж под светом солнечного луча, прорвавшегося сквозь тучу. Все глубоко прочувствовано художником. Уже в этом пейзаже появились новые лирические нотки, которые отныне всегда будут звучать в произведениях Васильева.

Особенно важную роль в творческом развитии живописца сыграла поездка на Волгу, куда он отправляется летом 1870 года вместе с И.Е. Репиным и Е.К. Макаровым. Огромная работоспособность, живая наблюдательность, артистизм беглых путевых зарисовок Васильева вызывают удивление его спутников. В книге «Далекое-близкое» Репин вспоминает: «Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке. В продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали… Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман. В первые разы мы давались диву».

Васильева интересовало все: своеобразные пейзажи Волги, быт местных жителей, труд бурлаков, но особенно пленяли волжские просторы, бесконечные речные дали. С этого времени в его творчестве неоднократно появляется тема Волги.

Лучше всего характер волжской природы художнику удалось передать в картине «Вид на Волге» (1870, ГРМ). Васильев изобразил уходящий вдаль песчаный берег с пригнанными баркасами, около которых суетятся бурлаки. Низко над землей бегут пушистые облака, не закрывая солнца. Безмятежная голубизна неба и золотистый блеск берегов радужными красками отражаются в зеркальной глади воды. В природе царит гармония. Пейзаж написан свободно, широко, в нем появились умение выделить главное, естественность освещения, чистота, звучность красок.

Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель» (1871, ГРМ). Ранняя весна: подтаял снег, вода залила узкую проселочную дорогу. Порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Сквозь нависшие над землею тучи едва пробивается слабый луч солнца. Кажется, природа мучительно пробуждается от тяжелого зимнего сна. Композиция картины подчеркивает пустынность, бесконечность пейзажа, сочетание унылых коричнево-серых, желтых тонов помогает выразить настроение щемящей тоски. А такие детали, как избушка на обочине дороги, фигуры крестьянина и девочки, бредущих невесть куда в непогоду, еще более усиливают ощущение бесприютности. Картина Васильева, ее грустная лирика, вызывает печальные раздумья о бедности, неустроенности русской жизни, в ней улавливается социальный мотив, характерный для искусства того времени. Однако идея выражена не навязчиво, дидактично, а эмоционально. «Оттепель» давала новое направление русской пейзажной живописи. Ее автору, по словам Крамского, «было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения». Эта работа Васильева отмечается премией на конкурсе Общества поощрения художеств, а в 1872 году посылается на выставку в Лондон, где также имеет успех. В газете «Морнинг пост» печатается отзыв, в котором выражена уверенность, что никто лучше автора этого произведения не сможет написать лондонские улицы во время оттепели.

Васильева приглашают в Лондон, но это известие уже не застает его в Петербурге.

Зимой 1871 года он заболел туберкулезом и в июле уехал в Ялту на средства Общества поощрения художеств.

Мокрый луг

Мокрый луг

Там Васильев продолжает работать по сохранившимся зарисовкам, этюдам и воспоминаниям. Он пишет «Мокрый луг» (1872, ГТГ), свое самое значительное произведение. В картине создан синтетический, обобщенный образ русской природы. Четкая уравновешенность композиции, сложные цветовые отношения, плавный ритм передают величие и значительность увиденного. «Мокрый луг» стал одним из лучших произведений русской пейзажной живописи.

В Крыму Васильеву живется безрадостно. Находясь вдали от центра России, он лишен возможности видеть работы других художников; кроме того, постоянно испытывает материальные затруднения и вынужден даже принять заказ от великого князя Владимира Александровича на крымские пейзажи. Выполнение этого заказа оказалось мучительным для художника: Крым не привлекал Васильева, и он закончил только одну картину «Эриклик» (1872, ГРМ), которая к тому же оказалась малоудачной, холодной.

Однако, со временем, привыкнув к природе Крыма, Васильев находит и здесь пейзажи, созвучные своему внутреннему состоянию, – это безлюдный, дикий, горный Крым. В картине «В крымских горах» (1873, ГТТ) художник создает романтический, возвышенный образ Крыма. В торжественном ритме композиционного построения, в суровом, почти монохромном, колорите звучат трагическая напряженность чувства, настроение заброшенности. Картина взволновала современников глубокой эмоциональностью. Крамской писал: «… что-то туманное, почти мистическое, чарующее, точно не картина, а в ней какая-то симфония доходит до слуха оттуда, сверху, внизу, на земле, где предметы должны быть реальны – какой-то страдающий и больной человек. Решительно никогда не мог представить себе, чтобы пейзаж мог вызвать такие сильные ощущения…»

В последний год жизни Васильева все более охватывало чувство одиночества, тоски по родине и он снова пишет русские пейзажи «Заброшенная мельница» (1872–1873, ГТГ), «Болото в лесу. Осень» (1872–1873, ГРМ). С каким волнением, с какими скорбными мыслями работал художник в то время, можно судить по письму к Крамскому: «В настоящем случае я хочу изобразить утро над болотистым местом. Впрочем не думайте, Что это настоящее болото – нет. Настоящее-то впереди, а это только приготовления. О болото! Болото! Если бы Вы знали как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я как художник потеряю более половины».

Картина писалась знойным крымским летом, а на полотне возникала русская осень. Глухой лес. Заросшее причудливыми папоротниками болото. Жуткая гиблая топь, где вечно царит зловещая тишина запустения. Неподвижная тень нависшей над лесом тучи легла на воду, последний луч солнца осветил листву и она вспыхнула фантастическим пламенем. Все вокруг замерло, притаилось. Мотив, избранный художником, очень прост. На зрителя, прежде всего, воздействуют сама живопись, цвет, фактура. Художник сумел увидеть и тонко передать богатство осенних красок, выделив главное в сопоставлении синего неба и рыжей листвы. Контраст цвета, динамичность живописного мазка передают напряженность предгрозового состояния природы, трагизм переживаний художника. По живописному мастерству этим произведением Васильев надолго опередил развитие пейзажного жанра в русском искусстве. «Болото в лесу. Осень» явилось прощальным приветом родине. Федор Александрович Васильев умер 24 сентября 1873 года и похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается