Живопись

Нидерландская «Голгофа»

Август 27, 2014

Написанный в 1545–1550-х годах триптих «Голгофа» – характерное произведение Мартина ван Хемскерка (1498–1574), главного представителя итальянизирующего направления в живописи Северных Нидерландов. Сложная композиция объединяет большое число действующих лиц. Все они показаны в сильном движении, резких поворотах и ракурсах.

Отдельные фигуры людей художник изображает с низкой точки зрения, что дает ему возможность усилить перспективные сокращения, которые, однако, не всегда выглядят у него естественно. Таковы, например, мощные фигуры распятых разбойников, изгибающихся в предсмертных судорогах. Чрезмерно развитую мускулатуру тела художник подчеркивает иногда при помощи плотно облегающей одежды (фигура воина, разыгрывающего в кости вещи казненных, на первом плане). Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический объем. Колорит – яркий, пестрый, с преобладанием коричневых и красных тонов.

Стремление к бурной динамике и повышенной выразительности образов было результатом знакомства Мартина ван Хемскерка с творчеством Микеланджело, которое он изучал во время путешествия по Италии. Но понять суть искусства великого итальянского мастера Хемскерк не смог. В тщетной попытке достигнуть монументальности, силы и выразительности он ограничился лишь чисто внешним, механическим заимствованием отдельных формальных приемов Микеланджело.

По сути дела это привело к отрицанию принципов ренессансного искусства. В каком-то смысле Мартин ван Хемскерк уподобился шедшим по тому же пути итальянским эпигонам Микеланджело – художникам-маньеристам.

На боковых створках триптиха помещены портреты заказчиков – неизвестного нидерландца, его жены, сына и дочери, которых сопровождают святые. Отсутствие гербов заказчиков затрудняет определение их имен. Можно только предположить, что заказчицу звали Мария, так как рядом с нею показана ее святая патронесса Мария Магдалина.

Портреты заказчиков свидетельствуют о значительном мастерстве Хемскерка-портретиста. Они выделяются среди остальных действующих лиц «Голгофы» трезвым реализмом, точностью и живостью характеристики. Так проявляется в творчестве Хемскерка основное противоречие романизма – несовместимость реалистических принципов национального нидерландского искусства с условностью и отвлеченностью форм, заимствованных в Италии.
Особенно сильно сказалось это противоречие в нидерландской живописи в последующие десятилетия XVI века.

«Голгофа» – один из самых распространенных сюжетов западноевропейского искусства – получает совершенно иную интерпретацию в другой картине, приписанной так называемому Брауншвейгскому монограммисту. Этот художник известен по нескольким картинам, одна из которых хранится в музее принца Антона-Ульриха в Брауншвейге и имеет трудночитаемую монограмму. Мастер работал в Антверпене одновременно с Питером Артсеном и, возможно, является его старшим братом Яном ван Амстелем (? – около 1542).

«Голгофа» принадлежит к числу лучших произведений нидерландской школы в Эрмитаже. Яркий, сочный колорит, свободная, смелая и широкая манера письма свидетельствуют о большом и оригинальном мастерстве художника, написавшего этот замечательный триптих.

«Голгофа» Брауншвейгского монограммиста

«Голгофа» Брауншвейгского монограммиста

Бросается в глаза множество чисто бытовых фигур – крестьян, бродячих торговцев, ремесленников, – введенных художником в число действующих лиц. Выразительные, живые, в костюмах XVI века, эти фигуры образуют пеструю и разнообразную толпу. Подобная трактовка религиозных сюжетов вела к формированию жанровой живописи в Нидерландах.


Здесь вы можете купить гольфкары по доступной цене.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак