Живопись | «Классика»

August 27, 2014

Написанный в 1545–1550-х годах триптих «Голгофа» – характерное произведение Мартина ван Хемскерка (1498–1574), главного представителя итальянизирующего направления в живописи Северных Нидерландов. Сложная композиция объединяет большое число действующих лиц. Все они показаны в сильном движении, резких поворотах и ракурсах.

Отдельные фигуры людей художник изображает с низкой точки зрения, что дает ему возможность усилить перспективные сокращения, которые, однако, не всегда выглядят у него естественно. Таковы, например, мощные фигуры распятых разбойников, изгибающихся в предсмертных судорогах. Чрезмерно развитую мускулатуру тела художник подчеркивает иногда при помощи плотно облегающей одежды (фигура воина, разыгрывающего в кости вещи казненных, на первом плане). Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический объем. Колорит – яркий, пестрый, с преобладанием коричневых и красных тонов.

Стремление к бурной динамике и повышенной выразительности образов было результатом знакомства Мартина ван Хемскерка с творчеством Микеланджело, которое он изучал во время путешествия по Италии. Но понять суть искусства великого итальянского мастера Хемскерк не смог. В тщетной попытке достигнуть монументальности, силы и выразительности он ограничился лишь чисто внешним, механическим заимствованием отдельных формальных приемов Микеланджело.

По сути дела это привело к отрицанию принципов ренессансного искусства. В каком-то смысле Мартин ван Хемскерк уподобился шедшим по тому же пути итальянским эпигонам Микеланджело – художникам-маньеристам.

На боковых створках триптиха помещены портреты заказчиков – неизвестного нидерландца, его жены, сына и дочери, которых сопровождают святые. Отсутствие гербов заказчиков затрудняет определение их имен. Можно только предположить, что заказчицу звали Мария, так как рядом с нею показана ее святая патронесса Мария Магдалина.

Портреты заказчиков свидетельствуют о значительном мастерстве Хемскерка-портретиста. Они выделяются среди остальных действующих лиц «Голгофы» трезвым реализмом, точностью и живостью характеристики. Так проявляется в творчестве Хемскерка основное противоречие романизма – несовместимость реалистических принципов национального нидерландского искусства с условностью и отвлеченностью форм, заимствованных в Италии.
Особенно сильно сказалось это противоречие в нидерландской живописи в последующие десятилетия XVI века.

«Голгофа» – один из самых распространенных сюжетов западноевропейского искусства – получает совершенно иную интерпретацию в другой картине, приписанной так называемому Брауншвейгскому монограммисту. Этот художник известен по нескольким картинам, одна из которых хранится в музее принца Антона-Ульриха в Брауншвейге и имеет трудночитаемую монограмму. Мастер работал в Антверпене одновременно с Питером Артсеном и, возможно, является его старшим братом Яном ван Амстелем (? – около 1542).

«Голгофа» принадлежит к числу лучших произведений нидерландской школы в Эрмитаже. Яркий, сочный колорит, свободная, смелая и широкая манера письма свидетельствуют о большом и оригинальном мастерстве художника, написавшего этот замечательный триптих.

«Голгофа» Брауншвейгского монограммиста

«Голгофа» Брауншвейгского монограммиста

Бросается в глаза множество чисто бытовых фигур – крестьян, бродячих торговцев, ремесленников, – введенных художником в число действующих лиц. Выразительные, живые, в костюмах XVI века, эти фигуры образуют пеструю и разнообразную толпу. Подобная трактовка религиозных сюжетов вела к формированию жанровой живописи в Нидерландах.

Телеграм-канал «Классика»


Ремонт турбины туарег дизель профессиональный ремонт турбин remont-touareg.ru.


ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак