May 26, 2013
Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953) родилась в Риге. Ее художественные способности обнаружились рано, однако систематически работать она начинает лишь в Москве, куда приезжает в 1910 году. Она занимается в частной школе К.Ф. Юона. Первую попытку работы по скульптуре она делает в частной мастерской Синицыной, где начинающие скульпторы работали без преподавателя. Однако такая работа не удовлетворяет Мухину.
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней чувство пластической формы, но, пожалуй, еще больше Мухина учится в музеях.
В Париже Мухина пробыла два года. Затем поездка по Италии. Титаническое творчество Микеланджело потрясает ее.
Монументализм Мухиной — естественное выражение основных свойств ее дарования. Это становится особенно ясным, когда победившая революция 1917 года выдвигает перед скульптурой новые задачи монументальной пропаганды. Мухина успешно участвует в ряде конкурсов. В 1925-1927 годах она выставляет ряд работ, обращающих на себя внимание художественной общественности: «Юлия», «Ветер», «Женский торс». Особенно большой успех имеет ее «Крестьянка». Ряд созданных в это время портретов — профессора Котляровского, профессора Кольцова, доктора А.А. Замкова, бюст «Колхозница» свидетельствуют о большом портретном даровании Мухиной.
Лучшим произведением 30-х годов был Советский павильон на Всемирной выставке в Париже, увенчанный скульптурной работой Веры Игнатьевны Мухиной. Группа «Рабочий и колхозница» была прекрасно увязана с архитектурой павильона.
Когда в Париже в тридцать седьмом году на Всемирной выставке монтировалась мухинская скульптурная группа «Рабочий и колхозница», любопытствующие спрашивали, кто исполнил эту группу, кто ее создатель. И один из наших рабочих, который понял вопрос, заданный на чужом языке, ответил так: «Кто? Да мы — Советский Союз!»
Подвиг, творчество, радость, любовь к жизни —все здесь, в этом великом создании Мухиной. Словно бы сама эпоха, сама страна отформовали этот титанический символ — стальных гигантов, поднявших ввысь серп и молот, и дали этот символ скульптору к исполнению.
Когда видишь эту патетику летящей стали, формы прекрасные и мощные, когда проникаешься возвышенным духом этого творения, мысль твоя — о твоей стране. О твоем первенстве в нынешнем мире. О высоком первенстве, измеренном всеми трудностями, всеми победами, которые были на пути нашего народа. Это произведение стало поистине эпическим, народным, вошло в ряд тех ценностей, которые возвышают душу народа. Мысль художника будто вобрала в себя мысль миллионов людей, стала средоточием дум народа о себе, о своем времени.
Мухина выполнила проект памятника Горькому в его родном городе.
В первые годы войны скульптор создает замечательные портреты Б.А. Юсупова, И.Л. Хижняка. В одном из залов Третьяковской галереи стоят рядом бронзовый полковник Хижняк и бронзовый полковник Юсупов. Их побратало искусство Мухиной. Великий художник советского времени Вера Мухина изваяла эти героические портреты.
Самым важным в творчестве Мухиной было то, что она умела подмечать в характере своих современников все лучшее и новое, рожденное советской действительностью, находить прекрасный идеал в жизни и, воплощая его, звать в будущее. Огромной силы типизации достигает Мухина в работе «Партизанка».
Монументальное искусство не может быть прозаичным, обыденным, это искусство больших, высоких, героических чувств и большого образа. Идеал всегда прекрасен. Идеализация никогда не противоречит реальности, так как она есть квинтэссенция всего прекрасного, что существует в жизни и к чему стремится человек.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается