September 9, 2014
Неизвестный художник, создававший живописные полотна по заказу придворно-аристократической публики и работавший в Нидерландах в 30-40-е годы XVI века, получил условное имя Мастер женских полуфигур за многочисленные приписанные ему полуфигурные изображения молодых женщин. Его пытались идентифицировать то с французским придворным художником Жаном Клуэ, то с Гансом Верейком, но творческое лицо мастера так и остается загадочным.
Его искусство ближе всего к Иосу ван Клеве и в какой-то степени связано с Бернаром ван Орлеем. Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность и стоит особняком в нидерландской живописи первой половины XVI века. Работал он, вероятно, в Антверпене.
«Мадонна с младенцем» из собрания Эрмитажа отличается очень высокими живописными качествами и, несомненно, является одним из лучших произведений этого художника. Прекрасно построенная композиция, точный рисунок, изысканная и яркая красочная гамма, натюрморт на первом плане и великолепный пейзаж в глубине, напоминающий картины Иоахима Патинира, – все это с лучшей стороны характеризует незаурядный талант и утонченное дарование Мастера женских полуфигур.
Кроме того, картина неожиданно раскрывает творческий метод художника, последовательность его работы. На лице богоматери, ее плаще, на тельце ребенка и кое-где в пейзаже можно заметить тщательно разработанный подготовительный рисунок, который проступает из-под слоев прозрачной живописи. Обычно такой рисунок исследователи обнаруживают лишь при изучении картины с помощью инфракрасных лучей, да и то довольно редко.
Картина «Музыкантши» является одной из самых характерных работ Мастера женских полуфигур. Изящные позы музицирующих женщин, грациозные движения тонких нежных пальцев, нарядные платья, сшитые по моде XVI века, драгоценные украшения, а также колорит – блестящие, несколько холодные краски, напоминающие эмаль,– все это придает облику музицирующих изысканность и элегантность. Однако художник не пытался, а, возможно, и не был способен дать глубокую, всестороннюю характеристику музыкантш, раскрыть их духовный мир. Образы его поверхностны, лица со сглаженными чертами похожи одно на другое.
Мастер женских полуфигур стоял во главе мастерской, где ученики и помощники под его руководством создавали большое число картин для продажи. Быть может, поэтому многократное повторение и варьирование одной и той же композиции привело к выработке своеобразных шаблонов в наследии художника. Лучший из многочисленных вариантов композиции «Музыкантш» находится в собрании Харрах (Замок Рорау близ Вены, Австрия).
Мастер женских полуфигур, несомненно, хорошо владел нотной грамотой – в его картинах четко выписаны поты исполняемых партий. В австрийском варианте музыкантши исполняют песню очень известного в свое время композитора Клодена де Сермизи (1490?–1562) на слова поэмы не менее известного Клемана Маро (1496–1544), придворного поэта Маргариты Наваррской. Эта поэма была опубликована в 1528 году в Париже. Музыкантши смотрят в ноты, в которых записан по-французски текст:
Я дам вам радость,
Мой друг, и поведу вас туда,
Куда стремится Ваша надежда;
Пока я жива, я не покину вас,
Даже когда я умру,
Моя душа сохранит о вас память.
Как считает известный советский музыкант А. Майкапар, музыкантши на эрмитажной картине исполняют ту же песню: у певицы партия сопрано, в то время как флейтистка играет по теноровой партии. Лютнистка аккомпанирует, не глядя в ноты, по памяти. Поскольку флейты делались из одного куска дерева и невозможно было менять их строй, флейтистам приходилось пользоваться несколькими инструментами. Девушка на эрмитажной картине имеет два инструмента: один у нее в руках, второй на столе, рядом с нотами в своеобразном двойном футляре. В глубине, на стене комнаты, виден также футляр для лютни.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак