May 30, 2013
Ерванд Семенович Кочар (1899-1979) родился в Тифлисе. Начальное образование получил в Армянской семинарии. Его первыми учителями в искусстве были известный педагог и живописец А. Шамшинян и художник Е. Татевосян. В 1918 году Кочар был принят на последний курс Государственных свободных художественных мастерских. После учебы в Москве он уехал за границу. С 1936 года жил в Ереване.
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были преисполнены внутренней энергии. В своеобразной выразительности портретов у Кочара ощущается преклонение перед личностью человека. Из графических работ художника наибольшую ценность представляют иллюстрации к армянскому эпосу «Давид Сасунский» и к роману Сервантеса «Дон-Кихот».
Живописные работы Кочара утверждают его как истинного мастера, и графические не уступают живописным. Но универсальному таланту Кочара этого недостаточно. Все предыдущее творчество словно проложило путь к главному в жизни художника — к скульптуре.
В любом виде изобразительного искусства он работал во всех существующих жанрах. Это характеризует и его скульптуру.
Скульптурных портретов выдающихся деятелей культуры Кочар создал довольно много. И всякий раз он умел подчеркнуть в человеке его главную особенность, выделить наиболее выразительную черту характера.
И все же подлинный Кочар раскрывается в монументальных памятниках. Это — «Орел Звартноца», «Давид Сасунский» и памятник национальному герою Вардану Мамиконяну в Ереване.
«Орел Звартноца» установлен в 1955 году у входа на территорию храма Звартноц. Среди величественных развалин храма уцелели капители с рельефным изображением орлов. Под впечатлением от встречи с руинами Звартноца Кочар создал своего «Орла».
С особой любовью Кочар изображал лошадей. Человеческий характер шире раскрывается от такого «соседства». В монолитном сплаве вырисовывается фигура героя национального эпоса на вздыбленном коне. Напряженность выражена в вертикали сильно развернутого мускулистого корпуса Давида, в нарастающем движении меча, наконец, в фигуре коня, поднявшегося на задние ноги, словно готового к прыжку. Оседлали ветер, и он превратился в коня. Пролилась чаша страдания, и гневная сила народа воплотилась во всадника. Конь — конек Джалали, всадник — Давид Сасунский.
Давид — «народа всего десница». И чтобы сохранить для потомства любовь к герою, любовь нашего времени, наше понятие о красоте, силе, вечности, явился кованный из меди мастера Кочара Давид Сасунский.
Неудивительно, что именно в образе героя народного эпоса, столь близком художнику, Кочар воплотил идеи гуманизма, характерные для лучших произведений искусства.
Ерванд Кочар — армянин, воспитанный на итальянском искусстве, соратник Пикассо и Леже. Он не только скульптор, но и живописец и график. Ерванд Кочар умел все в изобразительном искусстве. Но мастер Кочар еще и философ. Это философ подсказал художнику, как нужно изобразить Давида и его деяния, чтобы подняться в своем искусстве до искусства народных сказителей.
Пытаясь средствами графики выразить вечность, Кочар достиг иллюзии вечности. Он умен умом мыслителя. Он сначала думает, а потом создает. Он, сделав первые наброски вещи, знает, ради чего он пишет именно эту вещь. Знает, какая она будет в окончательном виде. Разумеется, более или менее.Талант есть талант, он можети увести.
«Давид Сасунский»… Казалось бы, после такого монумента все уже найдено. Утверждение художественной личности свершилось. Но Давид Сасунский пришпорил коня, а на очереди литье блистательно решенной конной статуи героя Аварайской битвы Вардана Мамиконяна. Вечный поиск. Вечная радость находок и вечная радость ошибок. Человек бесконечен,как бесконечна вселенная, в которой он живет.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается