Живопись

Май 5, 2016

Иероним Босх — знаменитый нидерландский живописец рубежа XV-XVI веков. Босх в живописи являлся родоначальником фантастических чудищ, диковинных персонажей, уродов, которые являлись для человека выплощением жизненных опасностей. Чудовищные существа легко находили отклик в сознании средневековых людей, которые истово верили в нечистую силу, ведьм и колдунов. Традиции Босха стойко держались в нидерландской живописи на протяжении всего XVI века, вплоть до Питера Брейгеля Старшего.

В Эрмитаже отсутствуют произведения Босха, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника. Она изображает преисподнюю, в которой черти пытают грешников. Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все это выглядит диковинно, странно, страшно, пугает и вместе с тем заинтересовывает зрителя, приковывает к себе его внимание.

Отдельные сцены ада повторяют в различных вариациях то, что уже было в картинах Босха. Они изображают наказание грешников в преисподней. Скупых варят в котле с расплавленными монетами. Сладострастников помещают под тяжелую раскаленную плиту. Обжор кормят нечистотами. Повсюду видны символы смертных грехов. Летучие рыбы в небе, нагие фигуры на земле олицетворяют Сладострастие. То же значение имеют башня-кувшин и воронка. Бой под аркой олицетворяет Гнев (Ярость). Черт, обративший зад к зеркалу, – Тщеславие. И всех их готова поглотить гигантская раскрытая адская пасть.

Подобные образы Босх и художники его круга заимствовали из фольклора, народных верований, старинных календарей или толкователей снов. Похожие мотивы встречаются в популярной в XV столетии книге «Видение Тундхала», которая содержит описание ада, приснившегося ирландскому королю.



Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак