May 27, 2013

В селе Рамушеве Старорусского уезда Новгородской губернии в семье сельского кузнеца Василия Алексеевича Гришина родился сын Николай (1900-1984). Василий Алексеевич был мастером незаурядным. Он много рисовал. По своим эскизам ковал фигурные ограды. Колька, прижавшись где-нибудь в уголке, поближе к горну, затаив дыхание следил, как под ударами отцовского молота из мертвого металла рождались живые линии ограды со сложными узорами.

Гудит огонь. Сыплются искры. Летит окалина. Бегут, бегут вишневые, алые, оранжевые огни по куску металла. Вечная, великая профессия ваятеля-кузнеца. На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам. Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной руке?

Томский похож на сельского кузнеца. Сильные покатые плечи, крепкие узловатые пальцы. Кисти рук тяжелые. Мягок в общении. Обыкновенный русский человек с присущими ему качествами — добротой к доброму, яростью к злому и враждебному. Томскому чужды люди внешнего эффекта, позы.

Талант, умение почувствовать глубокое, сокровенное в человеке достались ему от родителей. «Люби людей», — не раз говорил сыну Василий Алексеевич, могучий богатырь с льняными волосами, с веселыми искорками в голубых глазах. Сердцем запомнил паренек этот отцовский завет.

В начале двадцатых годов приехал Томский в Ленинград учиться. Он поступает в Ленинградский художественно-промышленный техникум. Впервые увидев памятники великого города, он понял: вот она судьба. В те далекие годы, когда «новаторы» сколько могли расшатывали традиции, Ленинград с его Эрмитажем, монументами, архитектурными ансамблями был самой лучшей академией. С малых лет привили Николаю отец и новгородская природа любовь к прекрасному. Ленинград. Эрмитаж. Русские мастера Шубин, Козловский, Щедрин вконец покорили парня. Ему хотелось быть похожим на них. И он учился. Упорно. Каждый день. И, пожалуй, всю жизнь.

Памятник М.И. Кутузову

Памятник М.И. Кутузову

Томскому повезло, он попал в хорошую школу, к скульптору Лишеву. Всеволод Всеволодович как-то сразу стал его привечать. Но прошли годы учения, нелегкие годы становления таланта. После училища Томский работает модельщиком, формовщиком, реставратором старинной скульптуры Ленинграда.

В 1929 году молодой скульптор вылепил большой бюст Горького, без натуры, по материалам. Горькому работа понравилась, но он попросил показать ее академикам. Томский показал, и все обошлось хорошо.

Много после выполнял Николай Васильевич разных работ. Но первым настоящим, серьезным испытанием была работа над образом Кирова. К ней ваятель пришел в поисках внешней и внутренней гармонии идеала, героя нового времени.

Памятник С.М. Кирову

Памятник С.М. Кирову

1941 год. В блокадном Ленинграде Томский организовывает бригаду монументальной пропаганды. Бригада эта создавала многометровые рельефы-плакаты. «Так было — так будет», «На защиту Ленинграда» и другие. Работал скульптор до тех пор, пока его с острой дистрофией вывезли полуживого из Ленинграда.

Затем Томский проектировал памятники героям Великой Отечественной войны и много работал над украшениями архитектурных сооружений в Москве.

Среди монументальных произведений следует назвать проект памятника генералу армии И.Р. Апанасенко, сооруженный в Белгороде, и шесть рельефов на тему «Наши предки» для станции метро «Новокузнецкая».

В 1943-1945 годах Томский создал монументальный ансамбль «Торжество Победы» на путепроводе Ленинградского проспекта при въезде в Москву. Фигуры двух бойцов — юноши и девушки, — поставленные на высоких постаментах, олицетворяют мощь Советской Армии, ее победу над фашизмом.

Николай Васильевич Томский — один из крупнейших мастеров скульптурного портрета. Особенно щедро расцвел его талант портретиста в послевоенные годы. Один за другим из его мастерской выходили портреты наших современников, могучих, бесстрашных, сильных духом. Гареев, Покрышкин, Смирнов, трижды Герой Советского Союза Кожедуб — герои, вынесшие на своих плечах все тяготы войны.

Портрет дважды Героя Советского Союза летчика М.Г. Гареева

Портрет дважды Героя Советского Союза летчика М.Г. Гареева

На смену героям войны появились портреты героев труда. В выражении их характеров Томский оставался верен себе: красота внутреннего мира человека в его работах всегда главенствует над всем остальным. Они близки по натуре самому автору, прожившему совсем непростую, порою трудную жизнь.

«Строитель Николай Махов». Русский парень. Вихрастый. Ветер строек разметал его чуб. Он и суров и мягок, этот паренек. Он, наверное, молчалив и застенчив, и он бесконечно близок по духу ваятелю. И эта его авторская симпатия передается зрителю.

Великолепна архитектоника скульптур Томского. Их отличают собранность и ритмичность. Кажется, на одном дыхании пришла к мастеру эта ясность, почти музыкальность пластики. Естественность жеста, гармоничность больших масс и силуэта как бы сливаются в торжественном гимне с архитектурой, оставляя зрителю ощущение силы и легкости решения.

Интернет и бизнес
В газетах 90-х годов прошлого века часто встречались объявления «куплю металлопрокат» (явно не для переплавки на скульптуры и барельефа). Сегодня там такие объявления редкость: все скупщики перекочевали в Интернет.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается