Живопись

Апрель 8, 2016

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами

Распространённым сюжетом в иконописи является Мадонна с младенцем, окружённая святыми и ангелами. Эту тему не обошёл вниманием ни один известный иконописец. Флорентийский мастер Антонио да Фиренце в начале XV века написал икону «Мадонна с младенцем, святыми и ангелами» (хранится в Эрмитаже). На её обратной стороне другая икона: «Распятие с Марией и Иоанном». Антикварные иконы всегда пользовались повышенным спросом как у коллекционеров, так и со стороны Церкви, правда, по разным причинам.

Описание иконы

Картина является хоругвью, которую верующие несли во время религиозных процессий. Дзери (1980), основываясь на изображении монахов, считал, что хоругвь принадлежала ордену капуцинов. На лицевой стороне в треугольном завершении — благословляющий Христос в окружении серафимов. На обратной стороне у подножия распятия кроме традиционных фигур — Марии и Иоанна — представлены еще два монаха в белых одеяниях с капюшонами, закрывающими лица так, что в прорези видны только глаза. На плечах у каждого из них — плетка для самобичевания.

Над распятием в треугольном завершении помещена сцена благовещения, композиция которой целиком повторяет работу фра Анджелико на тот же сюжет из приходской церкви Монте Карло в Тоскане.

На нимбе Марии надпись: AVE MARIA GRATIA (Радуйся, Мария, благодатная). Это цитата из Евангелия от Луки. На нимбе Крестителя: S IOVANES ВАТ… На свитке в руке св. Иоанна слова из Евангелия от Иоанна: ЕССЕ ANGN… (Се агнец). На нимбе Марии: VIRGO MARIA. На нимбе Иоанна: IOVANES VANG… В треугольном завершении в сцене благовещения: AVE. MARIA. GRATIA. PLENA (Радуйся, Мария, благодатная).

Размер иконы 150×85, верх заострён.

На сайте Барахолка.сайт можно подобрать антикварную икону, разумеется, не такого значения, как описанная, но хорошего мастера, старинную весьма ценную.

Исследование иконы

Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько художников, носивших имя Антонио да Фиренце. Искусствовед Щербачёва предполагает, что автором иконы был Антонио да Фиренце, работавший в конце XV — начале XVI вв. (умер около 1504— 1506). В 1472 этот флорентинский мастер переехал в Венецию. Пребыванием на севере Италии Щербачева объясняла сочетание черт, идущих от Мазаччо, Мазолино, фра Анжелико, Кастаньо с чисто венецианским пристрастием к богатству орнаментальных мотивов, звучной красочной палитре, золотому фону.

Фьокко считал, что характер живописи не позволяет относить хоругвь далеко за пределы 1440. Он видел в Антонио да Фиренце художника, испытавшего влияние Кастаньо и работавшего как мозаичист в середине XV в. в Венеции.

Дзери сопоставил эрмитажную икону с триптихом «Мадонна с младенцем, св. епископом II св. Екатериной» (собр. Бернсона. Флоренция), отождествляя Антонио да Фиренце с Антонио ди Якопо, упоминавшимся в списках гильдии св. Луки в 1415, а затем в документах 1416, 1433, 1442. Точка зрения Дзери представляется наиболее убедительной. Она была поддержана Гуковским.

Иконы, являясь сакральными предметами культа, не могут служить в качестве интерьерной антикварной живописи. Для тех, кто желает украсить своё жилище, есть минимум три подходящих варианта:

  • Роскошный — заказать у местного художника серию специально для вашего помещения;
  • Дорогой — купить и повесить на стенах готовые картины;
  • Бюджетный — использовать фотообои.


Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак