August 30, 2014
Развитие Нидерландов в середине и второй половине XVI века проходило под знаком подготовки буржуазной революции. Назревший в стране протест выражался в форме различных религиозных учений: лютеранство, анабаптизм и в особенности кальвинизм подрывали основы католической церкви. Испанцы, видя в католицизме опору своей власти в Нидерландах, всеми средствами стремились искоренить враждебные им протестантские вероучения. Жестокие репрессии обрушивались на нидерландский народ. Однако террор лишь сплотил различные слои нидерландского общества.
Революционные события начались в 1565 году выступлением дворянства. В 1566 году последовало мощное движение народных масс. Кровопролитная борьба с испанцами продолжалась с переменным успехом до начала XVII столетия и завершилась победой революции в северных провинциях Нидерландов.
События революции оказали решающее воздействие на политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Искусство также чутко реагировало на развитие истории. Рост самосознания нидерландского бюргерства, усиление демократических сил проявлялись в живописи прежде всего в расширении и углублении национальной и бытовой тематики.
Питер Артсен (около 1508–1575) написал ряд произведений на тему из жизни крестьян, торговцев и ремесленников. Такова картина «Торговец дичью». Артсен не просто зафиксировал внешность торговца, он героизировал его облик. Грубоватая, несколько застывшая фигура убедительно реальна. Она выдвинута на первый план и занимает центральное место в композиции. Резко очерчен ее контур, хорошо промоделированы объемы. Цвет яркими локальными пятнами подчеркивает монументальность форм.
Следует отметить, однако, что, обратившись к национальной тематике, Питер Артсен пользовался средствами романизма – и в этом основное противоречие его искусства. Фигуру человека он трактовал так, как это делали художники итальянского Возрождения. Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе торговца его интересовали не столько индивидуальные, сколько типические черты. И все же значение Артсена в развитии бытовой живописи очень велико. «Торговец дичью» – одна из первых попыток в нидерландском искусстве создать образ человека из народа.
Быть может, отчетливее всего национальная сущность Питера Артсена сказалась в его отношении к натюрморту. Действие происходит в обстановке, соответствующей ремеслу героя картины. На первом плане – корзина с яйцами, птица, бочонки и другие предметы. Написанные лаконично, без излишних подробностей, они кажутся выпуклыми, округлыми и играют значительную роль в композиции. Большое внимание, уделяемое Артсеном натюрморту, делает его одним из основоположников этого жанра в Нидерландах. Несколько десятилетий спустя достижения Артсена в области натюрморта использовали фламандские живописцы, в частности Франс Снейдерс.
В числе произведений художника имеются и многофигурные композиции. Одна из них – «Апостолы Петр и Иоанн, исцеляющие больных», созданная в 1575 году, – хранится в Эрмитаже. Ее сюжет трактован весьма своеобразно: калеки, больные и сопровождающие их родственники (все в костюмах XVI века) составляют оживленную толпу на первом плане, в то время как фигуры апостолов и сцена исцеления отнесены в глубину. Тем самым картина приобретает типичный для искусства Питера Артсена жанровый характер. Особенностью композиции является высокая линия горизонта, благодаря которой создается впечатление, что площадь, где происходит действие, видна с некоторого расстояния и сверху.
Конечно, творчеству Питера Артсена присущи черты исторической ограниченности: узок круг его тематики, он не изображал конкретных событий, но, несомненно, его произведения отражали новое бюргерское мировоззрение, быстро крепнувшее и утверждавшееся в ходе подготовки нидерландской революции.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак