September 25, 2013
В 1488 году в обители возник пожар. Строения были деревянные, огонь сильный, дул ветер. Случайно уцелело лишь хранившееся в архиепископовой келье и предназначавшееся для монастырских нужд некое сокровище: когда возник пожар, вытащил его один из монахов. На то спасенное сокровище, утверждает предание, и стали отстраиваться.
Соборный храм Рождества Богородицы порешили ставить каменный. К строительству приступили вскоре после случившегося бедствия и к 1490 году закончили его. Поставленный на высокий подклет храм, легкий, изящный, но одновременно и торжественно-величавый, был далеко виден окрест.
Фасады здания были разукрашены, красивее всех — западный с тесанным из белого камня порталом. Нарядное убранство, стройный барабан центральной главы храма, чью красу подчеркивал разнообразнейший декор, соразмерность частей, интересные новинки, крытая паперть-галерея, свидетельствовали о том, что храм возводили незаурядные мастера.
Нежная, прозрачная, серебристая живопись. Розовые, светло-зеленые, нежно-голубые, золотисто-желтые тона. Утверждают, что Дионисий и его артель, расписывавшая храм, многие краски добывали, размельчая собранные на берегах разноцветные камешки.
Ферапонтов монастырь находится у Белого озера, примерно в двадцати километрах от побережья. Он был основан в конце XIV века. В XV и XVI веках монастырь считался одним из центров русской грамотности. В XVII веке начался упадок. Этому в немалой степени содействовал общий экономический упадок Белозерья.
В 1798 году обитель упразднили, а ее церкви объявили приходскими. Правда, в начале XX века монастырь открыли вновь, но уже как женский.
С 1908 по 1915 годы здесь были проведены восстановительные работы. Руководили ими известный исследователь древнерусского искусства Н.П. Покрышкин и архитектор К.К. Романов. C середины прошлого века начали посещать его в поисках древности исследователи, но главную его достопримечательность – вполне сохранившиеся фрески храма Рождества Богородицы – как бы не замечали.
Долго оставалась незамеченной сделанная, как и полагалось церковной вязью, надпись на притолоке (софите) северной двери храма: «…В ле [т] о 7… месяца августа в день на преображение господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписывати церков, а кончана на 2 лето месяца сентябреа в 8 на рождество пресвятыа владычица нашыа Богородица Мария при благоверном великом князе Иване Васильевиче всеа Руси и при великом князе Василии Ивановиче всеа Руси и при арх[иепископе Ти]хоне, а писци Деонисие иконник со своими ча[ды]. О владыко Христе, всех царю, избави их господи мук вечных».
Цифры после 7, означающей 7000 лет от сотворения мира, были видны плохо, но одно было несомненно: роспись начали не ранее 7000 года, то есть 1492 (по принятому и в настоящее время летосчислению от Рождества Христова). Так и рассудил в девяностых годах XIX века известный исследователь старорусской живописи И.И. Бриллиантов. Его изыскания продолжил Василий Тимофеевич Георгиевский. В 1911 году вышла в свет его знаменитая книга «Фрески Ферапонтова монастыря». Именно в ней он сделал достоянием широкой публики выкладки К.К. Романова, который, основываясь на доступных в ту пору исторических сведениях, предложил датировать фрески отрезком времени от августа 1500 года до 8 сентября 1502 года.
Вот как выглядела в переводе В.Т. Георгиевского упомянутая надпись: «В лето 7008 (1500) месяца августа в 6 день на преображение господа нашего Иисуса Христа начата была роспись церкви; а кончена на 2 лето месяца сентября с 8 (день) на рождество пресвятой владычицы нашей Богородицы Марии при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при великом князе Василии Ивановиче всея Руси и при архиерее Тихоне, а живописцы Дионисий иконник со своими детьми…»
Именно В.Т. Георгиевский попытался показать, что упомянутый в надписи Дионисий и полузабытый средневековый московский художник Дионисий, о котором иногда встречались упоминания в церковных житиях и летописях XV-XVI веков,— одно и то же лицо.
Сейчас известно, что это был один из самых великих средневековых мастеров, художник огромного таланта, несомненно, самый крупный русский живописец последней четверти XV-начала XVI веков.
Самое раннее по времени упоминание о Дионисии содержится в житии игумена Пафнутия Боровского, написанном архиепископом Ростовским Вассианом в начале XVI века. «Здешнюю церковь, – сказано в житии, – расписывали живописцы Митрофан-инок и Дионисий – «пресловоущих тогда паче всех в таком деле».
Но до сих пор остался невыясненным вопрос о том, в каком году это было. Но даже если принять самую позднюю дату — 1477-й (дело в том, что роспись не могли начать ранее 1467 года — в этом году церковь была освящена; но есть еще одна дата: год смерти Пафнутия—1477-й),— все равно несомненным становится, что к тому времени Дионисий уже приобрел большую известность.
Тот факт, что в монастыре в Боровске Дионисий исполнил великолепную работу, нашел свое подтверждение и в летописи. Летописец так отозвался о стенописи Дионисия: «И подписа ея (то есть церковь) чюдно вельми и украси ея иконами… яко дивитися и самим тем самодержцем Русския Земли…»
В.Т. Георгиевский имел все основания заметить, что «из этой краткой летописной заметки можно видеть, что художественная работа Дионисия заставила говорить о художнике и слава об искусстве его дошла до Великого князя».
Сколько же ему исполнилось в ту пору лет? К сожалению, даты рождения и смерти Дионисия неизвестны. Предположительно художник родился в Москве, около 1440 года. Но возможно, и на несколько лет раньше.
Итак, уже в Боровске Дионисий — крупный мастер. Немного позже, вероятно в 1481 году, он вместе с иконописцами попом Тимофеем, Ярцем и Коней получает сто рублей за деисус (деисус — это несколько главных икон) для «новой церкви святой Богородицы». По свидетельству летописца живописцам все удалось на славу: «Иже и написаша чюдно вельми». «Чюдно»— значит отменно, чудесно. Сто рублей было в ту пору большой суммой. За двадцать можно было приобрести имение. Имя Дионисия здесь стоит на первом месте. Это свидетельствует о том, что он был старшим.
Под 1482 годом в летописи сообщается, что «иконники Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня» были приглашены Великим князем исполнить деисус для Успенского собора в Москве. И этот деисус «вельми чюден», как отмечает летопись.
В Волоколамске знаменитый художник стоял во главе артели иконописцев, в которую входили старец Паисий, дети Дионисия — Феодосий и Владимир и два племянника настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого — Досифей и Вассиан.
В Волоколамском монастыре насчитывалось восемьдесят семь икон Дионисия. Когда у Иосифа Волоцкого случилась однажды ссора с удельным Волоколамским князем, он попытался смягчить немилость князя. «И начат преподобный,— говорится в житии,— князя мздою утешати и посла к нему иконы Рублева письма и Дионисиева». Рублева и Дионисия!
Только после 1917 года началась героическая работа по восстановлению, возрождению ушедшего, казалось, в небытие древнерусского искусства. К тому времени многие бесценные фрески и иконы древнего письма оказались замазанными, замурованными и просто уничтоженными.
Не лучше обстояло дело и с самими зданиями: пристройки, бездарные перестройки, подновления, сделанные ремесленными руками,— все это в немалой степени содействовало тому, что порой трудно было представить первоначальный облик тех или иных шедевров.
Конечно, изображения бога или святых выполняли в средневековой Руси соответствующие функции и составляли неотъемлемую часть культа. Конечно, иконы почитались святынями и именно как святыни ставились в храмах. Это все так. Но была в них прежде всего высокая красота, одухотворенность, было то волшебство красок, то величие дум, которыми навсегда берут в плен шедевры древнерусской живописи. Теперь они возрождены, восстановлены в былой красе, отмытые, освобожденные от пыли и копоти, от позднейших записей, от уродовавших их тяжелых металлических окладов, и их можно увидеть такими, какими их видели и любили далекие предки.
Вы поднимаетесь на паперть, и перед вами вход, портал. Его обрамляет роспись с изображениями начальных сцен почитавшейся за истину легенды. Наверху, как и полагается (он плохо сохранился) деисус: Христос на престоле и молящиеся перед ним за весь мир Мария, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел. Ниже — разделенные архивольтом портала две сцены: «Рождество Богородицы» и «Ласкания Марии Иоакимом и Анной». Иоаким и Анна — родители Марии. Строго говоря, «Рождество Богородицы» входило в цикл изображений, в которых рассказывалось о событиях из жизни Иоакима и Анны. По существу, речь шла как бы о предыстории Марии и тем самым предыстории Христа.
В ферапонтовской портальной живописи — прелюдии ко всей росписи храма — канон соблюден. Но акценты несколько переставлены с самого начала. На первый план – и это будет продолжено внутри храма — выдвигается тема поклонения Марии.
По бокам арки портала — ангелы. Один — с мечом в правой руке и свитком в левой, другой — только со свитком. Они записывают имена входящих в храм.
Портальная фреска — в этом единодушны все исследователи — несомненно, работы самого Дионисия.
Греческое слово «Акафист» означает «неседален»: это восхваляющее Богоматерь песнопение полагалось слушать стоя. Двадцать пять песен. Первая — вводная. Ученые до сих пор спорят о том, когда был создан Акафист и кто его автор.
Богоматерь сравнивается то с лестницей, соединяющей небо и землю, по которой бог спустился к людям, то со свечой, несущей свет «сущим во тьме», то с пышным древом, осеняющим верных. Древо было символом вечной жизни. Свеча — свет истины. Лестница — духовное самосовершенствование.
На Руси Акафист был распространен издавна. Его образы и обороты нашли отражение в народной литературе, в заговорах, в духовных стихах. Служба с Акафистом, хотя и отправлялась в разных местах по-разному, везде звучала торжественно.
Еще в 1469 году, когда вторично «татары устремились на бег», при Успенском соборе в Кремле был заложен придел Похвалы Богородицы, то есть того праздника, во время которого поется Акафист.
Акафистный цикл в Ферапонтовом монастыре занимает ведущее место во всей системе росписей храма. Все стены, столбы, своды собора внутри покрыты сплошным ковром изображений. Их так много, что нужно какое-то время, чтобы глаз привык к ним, чтобы в этом кажущемся смешении красок, лиц, сцен начать различать те или иные эпизоды, те или иные не случайные сцены.
Фигуры святителей и святых воинов, на юго-западном столбе — Георгия Победоносца, чье имя стало символом борьбы за освобождение русской земли,— во весь рост, могучий, прекрасный ликом, юный, в воинских доспехах, с копьем в руках. Евангельские сцены: «Исцеление слепорожденного», «Притча о бесплодной смоковнице», «Христос у Симона-прокаженного». И все повторяются сцены, в основу которых художники положили тексты Акафиста. Росписи покрывают барабан, подпружные арки.
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них великолепная раздумчивость медлительного действия. Изображения плоскостны, почти силуэтны. Художник ничего не ведает об объеме, не пользуется перспективой, не прибегает к светотеневой моделировке. Но как виртуозно справляются с этим плоскостным изображением Дионисий и его помощники. Словно парят в воздухе и здания, и изящно-удлиненные человеческие фигуры.
Просветленность — вот правильное слово для того, чтобы передать настроение. Взволнованно и нежно рассказывает о себе и своем времени художник. И живописный язык его так проникновенен, строй мыслей так возвышен, что нет, наверное, человека, которого могли бы оставить равнодушным эти росписи. Они давно уже, и по праву, считаются одним из самых интересных творений нашего древнего искусства. Одним из самых редких и самых сильных.
Четыре стилистических группы в ферапонтовских росписях насчитывает В.Н. Лазарев. Самым сильным и самым тонким был, несомненно, мастер, расписавший входную стену над западным порталом. Тот же мастер – его композиции наиболее ритмичны, его стройные фигуры, отличаясь большим изяществом, не имеют в себе ничего манерного, его палитра выделяется своей мягкостью и особой гармоничностью – вероятно, создал святителей в апсиде и поясного Николу в дьяконнике.
Скорее всего, этим мастером и был сам Дионисий, возглавлявший артель и, несомненно, направлявший всю ее работу. Легкость, воздушность, непринужденность, четкость композиции. И все это в сочетании с удивительной гармоничностью деталей. И чудесная гамма красок — серебристых, розовых, сиреневых, золотистых, зеленых, синих, словно высветленный колорит, радостные нежные тона, единственные в своем роде переходы. Древнерусское, вернее, русское средневековое искусство было не только своеобразным, но и поразительной мощи явлением.
Но возникает вопрос: почему же все-таки минимум на два года прославленный художник вместе с обоими своими сыновьями уезжает из Москвы в Ферапонтово? Ведь и в Москве дел было много: полным ходом шло сооружение соборов в Кремле. Воздвигались и другие храмы в столице. Почему в Ферапонтов монастырь уезжает лучший московский изограф, немолодой уже человек. Когда, в каком году он вернулся в Москву? И вернулся ли? Где умер? Когда? Где похоронили? Успел ли еще что-нибудь создать?
Многое озадачивает в росписях Ферапонтова монастыря. Почему, например, опущено изображение смерти Богоматери, так называемое «Успение»? Почему — а это тоже весьма необычное изъятие из священной истории Нового завета — нет изображения «страстей господних»? Почему в куполе храма мы видим лик Христа Пантократора (всевластителя), а не «бога-отца», «создателя» Вселенной? Почему вместо традиционной евхаристии (причащения) изображено «Поклонение жертве»?
Перечень легко продолжить. Ученые давно уже обратили внимание на то, что росписи в Ферапонтове имеют ряд своеобразных, не так-то легко объяснимых черт, т.е. иконографический состав фресок Ферапонтова монастыря несколько необычен. И это одна из их особенностей и одновременно загадок.
Совершенно новыми темами для русской церковной стенописи были и изображение «Вселенских соборов» — общецерковных съездов представителей высшего духовенства, в том числе «западного духовенства», и сам Акафист Богоматери. Новаторство великого художника, смело вводившего новые темы в предписанный канон? Или богословско-стилистическая логика? Коли храм посвящен Богоматери и центральное место в храме принадлежит ей, а догматы учения, трактующие о возвеличении Богоматери, были впервые провозглашены на вселенских соборах, то, следовательно, надо изобразить и эти соборы. Во фреске «Страшный суд»— и это тоже необычно, Богоматерь выступает в роли заступницы.
Виртуозный ансамбль ферапонтовских фресок, пишет Н.К. Голейзовский, интересен для истории своей связью с борьбой церкви против ереси, широко распространившейся в Северо-Западной и Центральной Руси в последней четверти XV века. В росписи, посвященной прославлению Богоматери, Христа, святителей и чудотворцев, на которых еретики «хульные речи износили», Дионисий, считает исследователь, намеренно акцентировал темы, подвергшиеся нападкам еретиков, ввел для русской живописи исторические факты, связанные с борьбой против ереси («Вселенские соборы» и др.).
Иными словами, «странности» Дионисиевых росписей объясняются соответствующим осмыслением основных догм православной религии в антиеретической полемике. Есть и другие гипотезы. Одна из них принадлежит профессору А. Бунину. Он пытается разобраться в том, кто же был реальным заказчиком построенных в конце XV века каменных храмов Белозерья.
Их строили по заказу Ростовской епархии, во главе которой стоял архиепископ Иосиф — такова принятая точка зрения. Официально вроде бы и так. Но все же откуда такие средства? Кто субсидировал Ростовскую епархию? Кто привел в белозерские земли великого изографа Дионисия?
Когда великий князь Московский Иван III одержал верх над боярским Новгородом, правители которого давно уже занимали враждебную по отношению к Москве позицию и вели переговоры о союзе с Литвой, это взбудоражило все враждебные Москве элементы.
Враги Москвы хотели вырвать у Ивана III результаты его необычайного политического и военного усиления. И в конце 70-х годов XV века Казимир Литовский пробует собрать и связать в один крепкий узел все враждебные Москве нити. События разворачивались грозно. Они обострились в связи с очередной междоусобицей на Руси.
В конце 1479 года братья великого князя, Андрей и Борис, обратились к Казимиру с просьбой о вмешательстве в их ссору с братом и в начале 1480 года поднимаются против него. Тогда же шведы напали на Новгородские волости, заволновался Новгород, ливонские немцы возобновили враждебные действия против Пскова. Летом 1480 года хан Ахмед с огромным войском начал поход на Русь.
Именно тогда, во время эвакуации Москвы, жена Ивана III, имевшая на руках годовалого сына, будущего Василия III, получила приказ забрать государственную казну и выехать в Белозерье.
Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI, великая княгиня Московская вернулась в столицу через год. Но вывезенная ею из Москвы государственная казна осталась в Белозерье. Сокровища разделили на две части — одна хранилась в Вологде, другая в городе Белоозере. Там они и находились до смерти «великого государя» в 1505 году.
Белозерский край был центром великих водных путей, ведущих на юго-восток,— по волжской системе, вплоть до Каспийского моря. Известно, что с 1453 года, с момента захвата турками Византии, днепровский путь на Константинополь оказался парализованным, пресеклась здесь торговля. Остзейские страны преграждали выход к Балтийскому морю.
Следует ли удивляться, что Белозерье приобретает особое значение для великого князя. Весьма вероятно, что именно поддержкой — возможно и финансовой—со стороны центральных властей объясняется неизменное укрепление позиции белозерских монастырей и развернутые тут строительные работы.
В росписях Дионисия помимо богословских, несомненно, присутствуют и светские идеи. Дионисий, стоявший во главе своей живописной артели, и его духовные и светские покровители действовали по «велениям века» — на историческом фоне тогдашней Руси, что в росписях Ферапонтова монастыря, пусть в иносказательной форме, но, несомненно, нашли свое отражение торжество и мощь молодого централизованного государства, символика не только религиозного, но и политического единства Руси. В торжественных и праздничных росписях Дионисия — отзвук времени.
И поныне поражает богатство красок, совершенство линий, гармония форм ферапонтовских росписей. Необыкновенные, какие-то воздушные, розовые, сиреневые, золотистые краски великого мастера. Фрескам Дионисия почти пятьсот лет, они были и остаются дивом дивным русского искусства.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак