May 23, 2013
Матвей Генрихович Манизер (1891-1966) родился в Петербурге, в семье художника-живописца. Его отец, Генрих Матвеевич, был преподавателем художественного училища Штиглица. Одновременно он преподавал в Институте гражданских инженеров. Художественная среда, в которой рос и воспитывался Матвей Манизер, способствовала развитию в нем врожденной одаренности и любви к искусствам.
Однако восемнадцатилетний юноша поступил на математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1914 году. Одновременно он учился в Академии художеств на скульптурном отделении и окончил его в 1916 году с золотой медалью. Через три года после окончания Академии художеств, в 1919 году, Манизер поступил на последний курс Петроградской консерватории по классу виолончели.
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала верх и над музыкой, и над математикой, и именно ваянию он посвятил свою жизнь.
Воспитанный в строгих традициях академической школы и искусства классицизма, будучи учеником профессора Г.Р. Залемана, позднейшего представителя этого направления, Манизер воспринял от своего учителя не только его благоговение перед формой, перед законами анатомии и его строгий педантизм в рисунке, но и высокое профессионально-техническое мастерство.
Матвей Генрихович Манизер внес значительный вклад в решение проблемы памятника для городского ансамбля. Интересно решен им памятник Чапаеву для Куйбышева. Отказавшись от традиционного конного монумента, скульптор создал многофигурную композицию. Герой выступает здесь в тесной связи с народными массами. Вся группа, ощетинившаяся штыками, дана в сильной динамике.
Победив в 1935 году в конкурсе на памятник Т.Г. Шевченко для Харькова, Манизер поставил фигуру писателя на высоком трехгранном пьедестале, поместив вокруг нее шестнадцать фигур меньшего размера.
Вершиной творчества Манизера стал памятник В.И. Ленину в Ульяновске. В содружестве с архитектором профессором В. А. Витманом Манизер создал самое выдающееся свое произведение. Шестиметровая, отлитая из бронзы скульптура изображает В.И. Ленина в рост, с обнаженной головой, в накинутом на плечи пальто. Предельно замкнутая композиция фигуры полна внутренней динамики и экспрессии. В этом произведении художник достиг такой степени мастерства и совершенства, что все, казалось бы, просто и естественно и в то же время все полно выражения необычайности, решимости, огромной силы воли, уверенности и упорства и готовности идти вперед.
Скульптор создал и много других памятников выдающимся людям нашей страны. Искусство и творчество этого крупнейшего мастера социалистического реализма всегда отмечались высокой идейностью и художественностью.
Скульптурами Манизера украшена станция московского метрополитена «Площадь Революции». 76 бронзовых фигур размещены в арках пилонов. Это персонажи революции, гражданской войны, мирного строительства. Среди них, например, пограничник с собакой, рабочий с шестеренкой в руках, птичница с курицей, девушка с книгой на коленях.
Едва ли в истории русского и советского искусства найдется другой пример столь интенсивной творческой деятельности скульптора-монументалиста, которую продемонстрировал Манизер. Им создано 30 памятников в 25 городах страны, более 40 статуй, большое количество скульптурных портретов и других произведений. И если принять во внимание, что начиная с 20-х годов он всю жизнь вел преподавательскую работу, писал научные и литературные труды, занимался общественной деятельностью, то нельзя не удивляться его феноменальной работоспособности, его поразительному умению рационально использовать буквально каждый час и каждую минуту своей жизни. Это действительно был не только человек высокого интеллекта, но и редкий труженик.
В 1966 году в возрасте семидесяти пяти лет скульптор скончался, оставив богатейшее творческое наследие.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается