Живопись | «Классика»

August 18, 2014

В 1531 году гений нидерландского живописца Лукаса ван Лейдена вспыхивает в последний раз. Художник создает одно из лучших своих произведений – триптих «Исцеление иерихонского слепца». Выполненный незадолго до смерти шедевр является своеобразным итогом творческой деятельности мастера. Картина мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных фигур святых. Евангельский сюжет трактован почти как жанровая тема, как занимательный рассказ, изобилующий живыми сценками.

Причину такой трактовки сюжета следует искать в изменении общих тенденций нидерландской живописи первой трети XVI века, в стремлении отразить различные проявления общественной жизни, а также в изменении назначения картины. Триптих не являлся церковным алтарным образом, предназначенным для молитвы. Есть предположение, что он был выполнен для лейденского госпиталя. Евангельский сюжет играет здесь роль наглядного, назидательного примера, предназначенного для поучения скорее в моральном, чем в религиозном плане. В этом смысле Лукас ван Лейден предвосхитил голландскую живопись последующей эпохи.

Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы. Внимание зрителя прежде всего привлекают подвижные, взволнованно жестикулирующие фигуры, одетые в яркие костюмы XVI века. Именно они и являются выразителями главного действия картины. Движение рук, повороты тел, мимика лиц каждого персонажа остро индивидуальны, каждый по-своему выражает отношение к происходящему. Одни выжидают чуда с нетерпением, другие со спокойной уверенностью, третьи сомневаются в его возможности и беседуют о том, что может произойти. Действие развертывается в лесистой местности. В глубине видны горы, а рядом с ними башни и здания города Иерихона.

Особую выразительность придает картине колорит – светлый и звучный. Красные, желтые, зеленые одежды действующих лиц выделяются на фоне темно-зеленой растительности яркими разноцветными пятнами и создают пестрое, радующее глаз зрелище. Контрасты освещенных и затемненных участков определяют пространственную глубину, ритм и динамику композиции.

На боковых створках триптиха вместо традиционных изображений святых художник поместил сугубо светские фигуры герольдов – воина и девушки, торжественно демонстрирующих гербы заказчиков – лейденского бюргера Якоба Флорисзона ван Моифорта и его супруги, дочери амстердамского бюргера Дирка Боленса.

Боковые створки триптиха

Боковые створки триптиха

Первоначальный вид картины не соответствует нынешнему. Когда-то это был триптих, в котором сцена исцеления иерихонского слепца занимала центр и боковые створки. На внешних сторонах створок находились фигуры герольдов с гербами. В XVII или начале XVIII века во время реставрации центральная часть была соединена с боковыми створками в одну композицию, а изображения герольдов были отпилены от створок и превратились в самостоятельные картины. Тогда же была утеряна верхняя часть этих картин, на которых находилась дата – 1531. В 1848 году в Эрмитаже композиция «Исцеление иерихонского слепца» была переведена на холст, а в 1850 году то же было проделано с изображениями герольдов.

Многочисленные реставрации и переделки, которые претерпела картина за многие десятилетия существования, не нарушили, однако, основных элементов ее композиции и живописного строя.

Общий вид триптиха в наши дни

Общий вид триптиха в наши дни

В наши дни она является выдающимся памятником старого нидерландского искусства. Исследования триптиха в инфракрасных лучах позволили обнаружить оригинальный подготовительный рисунок под живописью большинства фигур, а также в пейзаже и на боковых створках с герольдами.

От большинства художников итальянизирующего направления Лукас ван Лейден выгодно отличался высокой одаренностью и самобытностью творчества.

К сожалению, «Исцеление иерихонского слепца» – единственная в Эрмитаже живописная работа великого нидерландского художника.

Телеграм-канал «Классика»



ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак