August 18, 2014
В 1531 году гений нидерландского живописца Лукаса ван Лейдена вспыхивает в последний раз. Художник создает одно из лучших своих произведений – триптих «Исцеление иерихонского слепца». Выполненный незадолго до смерти шедевр является своеобразным итогом творческой деятельности мастера. Картина мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных фигур святых. Евангельский сюжет трактован почти как жанровая тема, как занимательный рассказ, изобилующий живыми сценками.
Причину такой трактовки сюжета следует искать в изменении общих тенденций нидерландской живописи первой трети XVI века, в стремлении отразить различные проявления общественной жизни, а также в изменении назначения картины. Триптих не являлся церковным алтарным образом, предназначенным для молитвы. Есть предположение, что он был выполнен для лейденского госпиталя. Евангельский сюжет играет здесь роль наглядного, назидательного примера, предназначенного для поучения скорее в моральном, чем в религиозном плане. В этом смысле Лукас ван Лейден предвосхитил голландскую живопись последующей эпохи.
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы. Внимание зрителя прежде всего привлекают подвижные, взволнованно жестикулирующие фигуры, одетые в яркие костюмы XVI века. Именно они и являются выразителями главного действия картины. Движение рук, повороты тел, мимика лиц каждого персонажа остро индивидуальны, каждый по-своему выражает отношение к происходящему. Одни выжидают чуда с нетерпением, другие со спокойной уверенностью, третьи сомневаются в его возможности и беседуют о том, что может произойти. Действие развертывается в лесистой местности. В глубине видны горы, а рядом с ними башни и здания города Иерихона.
Особую выразительность придает картине колорит – светлый и звучный. Красные, желтые, зеленые одежды действующих лиц выделяются на фоне темно-зеленой растительности яркими разноцветными пятнами и создают пестрое, радующее глаз зрелище. Контрасты освещенных и затемненных участков определяют пространственную глубину, ритм и динамику композиции.
На боковых створках триптиха вместо традиционных изображений святых художник поместил сугубо светские фигуры герольдов – воина и девушки, торжественно демонстрирующих гербы заказчиков – лейденского бюргера Якоба Флорисзона ван Моифорта и его супруги, дочери амстердамского бюргера Дирка Боленса.
Первоначальный вид картины не соответствует нынешнему. Когда-то это был триптих, в котором сцена исцеления иерихонского слепца занимала центр и боковые створки. На внешних сторонах створок находились фигуры герольдов с гербами. В XVII или начале XVIII века во время реставрации центральная часть была соединена с боковыми створками в одну композицию, а изображения герольдов были отпилены от створок и превратились в самостоятельные картины. Тогда же была утеряна верхняя часть этих картин, на которых находилась дата – 1531. В 1848 году в Эрмитаже композиция «Исцеление иерихонского слепца» была переведена на холст, а в 1850 году то же было проделано с изображениями герольдов.
Многочисленные реставрации и переделки, которые претерпела картина за многие десятилетия существования, не нарушили, однако, основных элементов ее композиции и живописного строя.
В наши дни она является выдающимся памятником старого нидерландского искусства. Исследования триптиха в инфракрасных лучах позволили обнаружить оригинальный подготовительный рисунок под живописью большинства фигур, а также в пейзаже и на боковых створках с герольдами.
От большинства художников итальянизирующего направления Лукас ван Лейден выгодно отличался высокой одаренностью и самобытностью творчества.
К сожалению, «Исцеление иерихонского слепца» – единственная в Эрмитаже живописная работа великого нидерландского художника.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак