December 8, 2014
«Венера с зеркалом» по праву считается одним из величайших шедевров Веласкеса, тем более редким, что в его творчестве отсутствует какое-либо другое изображение обнаженного женского тела. Тема эта, служившая в эпоху Возрождения как бы апофеозом человеческой красоты, была изгнана из испанского искусства в силу суровых требований церкви.
Известно, что в начале 1650-х годов Веласкес выполнил для Филиппа IV четыре картины на мифологические сюжеты с изображением нагих фигур, но из этих полотен, украшавших зеркальный зал королевского дворца Алькасара в Мадриде, сохранилось лишь одно – «Меркурий и Аргус», тогда как другие погибли при пожаре в 1684 году.
Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня. Однако позднее удалось установить, что, хотя и написанная, по-видимому, в то же самое время, она не входила в данную серию, а принадлежала дону Гаспаро де Харо герцогу Оливаресу, дочь которого Каталина, выйдя замуж за герцога Альбу, принесла ее с собой в приданое. Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы, и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». В конце XVIII века последней владелицей шедевра Веласкеса была красавица герцогиня Альба, известная своей дружбой с Гойей, не один раз запечатлевшим ее облик.
После смерти герцогини в 1802 году во время судебного процесса в связи с наследством король Карл IV приказал продать картину своему фавориту Годою. Нашествие французов, падение временщика и конфискация его богатств в 1813 году позволили английскому перекупщику Уэлсу, агенту известного Бьюкенена, купить «Венеру с зеркалом» и привезти в Англию, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов Дж.-Б. Моррит, друг Вальтера Скотта. В его имении Рокби-холл, затерянном на севере Англии, шедевр Веласкеса снова оказался на многие десятки лет скрытым от глаз широкой публики и почти забытым. Лишь несколько дальновидных знатоков, таких, как французский критик Торе-Бюрже, оценили его изумительную живопись, когда в 1867 году картина появилась на всемирной выставке в Манчестере. Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения.
Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Однако далекий от слепого подражания, испанский мастер дал совершенно самостоятельное и новое решение классической темы. Вместо идеально прекрасных фигур итальянского Возрождения Веласкес создает в высшей степени живой и индивидуальный образ, в котором ярко выступают черты национальной испанской красоты: черные волосы, стройная гибкость фигуры, тонкая талия. «Чувствуется,– как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом».
Свободная непринужденность и естественность позы сочетаются с изумительной жизненностью и теплотой живописной передачи. Фигура кажется словно окутанной светом и воздухом. Притушенный красный цвет драпировки и серовато-серебристая ткань, на которой покоится Венера, необычайно искусно оттеняют сияющие перламутрово-розовые краски ее тела, моделированного мастером с неподражаемой тонкостью.
На картине Венера показана со своим сыном Купидоном, который держит зеркало для нее, чтобы посмотреть, как на себя, так и на зрителя. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории. Отражение лица женщины смутное, размытое, да и лицо выглядит не так, как его ожидаем увидеть. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Такое, вот, несоответствие. Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота).
Находясь в одном ряду с великими произведениями эпохи Возрождения, творение Веласкеса открывает в то же время и новый образ красоты, более земной и более сложный в своей живой, чувственной многогранности. И вот над этим-то шедевром, более ста лет находившимся в Англии, нависла угроза навсегда исчезнуть за ее пределами. Национальная галерея не располагала средствами для покупки картины, а государственное казначейство отказало в выдаче специальной субсидии. Тогда за дело взялся Национальный фонд.
Можно только удивляться энергии и настойчивости, проявленными только что учрежденным обществом в труднейшей задаче приобретения картины Веласкеса для Национальной галереи. Торговый дом Энью, купивший картину и собиравшийся продавать ее с аукциона, уже вел переговоры с рядом иностранных и главным образом американских претендентов. Первоначально назначенная цена картины 30 500 фунтов стерлингов была затем повышена до 45 тысяч фунтов. Необходимо было собрать эту сумму по подписке, а для этого надо было просить, уговаривать, разъяснять, проникать всюду и везде.
Членами Национального фонда была развернута огромная пропагандистская работа среди широкого населения, поднята кампания в печати. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой, и призывали публику не поддаваться на обман. В конце концов все эти трудности были преодолены, требуемые деньги внесены в установленный срок, и 24 января 1906 года картина стала собственностью Национальной галереи.
В 1914 году с картиной приключилось несчастье. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это». За свое ужасное действие, совершенное, видимо, истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу?), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. А картина была полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак