May 27, 2013

Екатерина Федоровна Белашова-Алексеева (1906-1971) родилась в Петербурге. До 17 лет в основном жила в деревне под Новгородом. Когда ей исполнилось 11 лет, отдали ее в няньки. Игрушек не было, а глины кругом много. Девочка стала лепить игрушки. Вскоре страсть к лепке целиком захватила ее. В 1919 году в районе, где она жила, открылась школа с интернатом. Школа стояла в липовом саду на берегу реки. Здесь Катя стала учиться.

В 1924 году она поступила в Ленинградский художественно-промышленный техникум. Первый ее учитель — известный русский скульптор В.В. Лишев. Он научил Белашову строить скульптуру в широких планах, строить как целое, не мельчить.

В академии она первоначально училась у Р.Р. Баха и В.Л. Симонова. Под влиянием А.Т. Матвеева завершилось формирование личности художницы. Матвеев сумел привить своей одаренной ученице глубоко принципиальное понимание пластичности как неразрывного единства замысла — идеи и формы, содержания и формы.

Белашова создала замечательную галерею женских и детских образов — простых, правдивых, очаровательных своей безыскусственной лиричностью, поэтической теплотой.

Лежащая девочка

Лежащая девочка

Годы Великой Отечественной войны в огромной степени углубили характер творчества Белашовой, дарование скульптора достигло в это время полной зрелости. В 1943 году Белашова создает свою «Непокоренную». Готовность все претерпеть, все вынести, бороться до последнего вздоха, но не покориться — это черта героизма, присущая русскому народу. В этом и заключена особая убедительность образа «Непокоренной».

Непокоренная

Непокоренная

Белашова — яркий портретист. Она сумела с острой наблюдательностью выявить в портретах современников основную особенность характера, натуры и, не нарушая сходства, подчинить этой основной черте все остальное.

Образ, возникающий в воображении скульптора, таит в себе бесконечность содержания, отражающего бесконечность данного жизненного мотива. Его невозможно исчерпать в одном пластическом решении, он живет и развивается по законам природы, растет как дерево, зреет как плод, захватывает все больший круг явлений, вмещает все более глубокую и сильную мысль.

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности с творчеством. Искусство не повторяет жизнь, а воссоздает ее. Ведь дело не в том, чтобы отразить или отобразить те или иные события. Художнику, артисту необходимо соединять непосредственность чувства с живой мыслью, силу эмоционального подъема с силой постижения бытия. Только так и могут возникнуть творения, обладающие неизменной властью над душами людей, творения, о которых говорил Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь».

Ленинград. Черная речка. 25 января 1837 года здесь был смертельно ранен Пушкин. Через сто лет на месте дуэли установили мраморный обелиск.

Каноническому решению обелиска скульптор Екатерина Белашова и архитектор Всеволод Воскресенский противопоставили свой проект, имеющий принципиальное значение. «Идея наша такова,—говорила Белашова, — Черная речка —не место гибели, а место трагедии поэта».

Поэты не умирают, для них существует только одна дата — дата их рождения. Не примиряясь, не соглашаясь со случайностью смерти на Черной речке, всей верой в непобедимую силу поэзии, всем напряжением чувств Белашова и Воскресенский утверждали не конец жизни поэта, а начало его бессмертия.

Этой идеей продиктованы и проект ансамбля места дуэли, и пластический строй образа поэта: плита на земле, на том месте, где свершилась драма, и в стороне, среди стволов деревьев, на высоком тонком пьедестале — романтически дерзкое и классически простое изображение поэта. Авторы решали задачу по законам драматургии, где слиты воедино мысль архитектора, образ скульптора и жизнь природы. Плоскость земли и контуры деревьев, их высота и повтор вертикалей стволов обусловили масштабы и ритмы композиции. Авторы хотели достигнуть слияния образа Пушкина с красотой природы.

Проект памятника Пушкину у Черной речки

Проект памятника Пушкину у Черной речки

«Пушкин» Белашовой — органическая часть ансамбля, сосредоточие и кульминация его идеи. Автор решает «Пушкина» как высшее выражение творческой силы человека.

Белашова отбирает один момент, наиболее полно и ярко раскрывающий тему в соответствии с задуманной идеей, — состояние вдохновенной озаренности, страстной работы мысли, напряженной внутренней жизни.

Стремительным жестом Пушкин протягивает вперед руку с крепко сжатыми пальцами, словно желая остановить мысль. Свободным движением поддерживает голову другая рука. Складки плаща, будто развеваемые ветром, вносят ощущение вихря, они играют определенную роль и в сложении архитектурного образа, объединяя всю часть памятника над пьедесталом в ритме бурного движения, слитого с крутым кипением листвы.

«Пушкин у Черной речки» не случайный эпизод в творчестве Белашовой. Тему Пушкина можно определить как кульминацию поисков мастера. В образе Пушкина Белашова видела воплощение духовных сил и красоты человека.

Памятник этот не был осуществлен. И причины от авторов не зависели. Но образ поэта, вольного гения, высек искру творческого огня в душе скульптора, вызвал к жизни новую тему — Шопена.

Музыка Шопена была близка внутреннему миру Белашовой. Она полюбила сначала светлую грусть и грацию вальсов, порыв ноктюрнов и баллад, смелый полет в концертах фа минор, ми минор; потом ее захватили «Этюды» — напряженным, страстным раздумьем о жизни, болью и решимостью могучей души.

И в чеканных ритмах мазурок Белашова слышала голос и судьбу польского народа, эхо страданий и радости, «эхо вечной боли прикованного к земле крестьянина».

Для каждого человека Шопен — это целый мир. И каждый открывает этот мир в свой час и входит в него своей дорогой. Белашова и стремилась найти свое решение, свой образ.

Польша объяснила ей многое. В июле 1968 года перед ней проходили места, излюбленные Шопеном. Белашова проезжала дорогами, по которым когда-то ехал молодой Фредерик. На дорогах этих Шопен наблюдал всю жизнь «Польши-родины».

Закрыв глаза, можно представить и памятный день, когда он навсегда покинул родину, «чтобы забыть о доме, чтобы умереть». Небо низко нависало, над полями стелился дым. Маленький, невзрачный, тщедушный, болезненный, трясся он в ту осеннюю ночь по польским дорогам, мерз, может быть, плакал, но в сердце своем он хранил великую решимость — «создание себе нового мира».

Белашова видела перед собой города, в которых бывал Фредерик, — Краков, Гданьск. Вспоминала строки писем Шопена, слова весенние, слова грустные и горчайшую тоску на чужбине — «мы польские сироты», и рефрен «и странно мне, и грустно мне, отчего я один. Один, один, один». И снова из видения Польши, издалека, из глубин давних дней всплывала, нарастая, заполняя собой весь мир, музыка Шопена — торжественная, победоносная, вечная.

В Москве Белашова стала лепить Шопена. «Шопен» Екатерины Белашовой — духовный собрат «Пушкина у Черной речки». Это возвышенный образ гения, одержимого стихией музыки. Образ достоинства и благородства. Он сложен и ясен, величав и прост одновременно. Гармония его основана на контрапункте, единстве контрастных начал.

Голова Шопена чуть приподнята, глаза, полуприкрытые веками, опущены. Лицо с четкостью барельефа выступает на фоне массы волос, словно летящих под порывом ветра. Тонок пластический рисунок высокого лба, сдвинутых бровей, губ, сжатых так, словно они шепчут мотив. Обобщенно, смело решены волосы, падающие тяжелой волной с правой стороны лица. На обратном движении построена линия плеч.

Памятник Шопену

Памятник Шопену

Образ композитора, возникающий из столкновения этих противоборствующих ритмов, объемов, движений, драматичен. Это Шопен в час полной творческой самоотдачи, глубочайшей внутренней сосредоточенности. Шопен, который слушает и слышит. Это символ музыки и гордого, независимого духа, одухотворенности и артистизма. В нем все, что дорого Белашовой в личности человека, что утверждает она своим искусством.

В августе 1969 года Екатерина Федоровна вновь посетила Варшаву. Она передавала в дар музею композитора свою работу, отлитую в бронзе, — знак благодарности и братства. В августе 1969 года поляки стоя приветствовали Екатерину Белашову, скульптора, главу Союза художников СССР, автора «Шопена». Родина композитора воздавала ей заслуженную честь.

Вспоминая один за другим образы, решающие для творческой судьбы Белашовой, — «Непокоренную», «Пушкина» (1954), «Пушкина» (1961) — проект памятника на месте дуэли поэта, «Пушкина» (1966), «Шопена» (1968) — можно сказать: одно ведущее начало просвечивает сквозь все работы. Последовательно Белашова искала и утверждала масштаб человеческого духа, который заключал для нее основу времени и его главную черту.

Сила духа для мастера — первооснова искусства и жизни, критерий, равно применимый и к собственным работам, и к произведениям современных художников, и к памятникам старины.

Уважением к жизни была вызвана кропотливая забота Белашовой о растениях — подвинуть ближе к солнцу, освободить ветку, убрать камень с дороги.

Собственно, этим ощущением единства мира и продиктовано синтетическое понимание искусства. У родной земли и у замечательного мастера Александра Матвеева училась Белашова постигать природу скульптуры как пластического акцента, неотделимого от окружающей среды, вносящего в пространство ритмический закон.

Уважением к таланту, к человеческому достоинству были продиктованы действия Белашовой, руководителя Союза художников СССР. В ней было ясно сознание, что путь искусства сложен и крут, что процесс становления сопряжен с усилиями творческой мысли, с завоеванием новых рубежей и отказом от прежних представлений. В своих выводах и оценках она стремилась к объективности.

Памятник на могиле Белашовой на Новодевечьем кладбище, выполненный по ее проекту

Памятник на могиле Белашовой на Новодевечьем кладбище, выполненный по ее проекту

Художники Урала и Карелии, Закавказья и Прибалтики знали, что Екатерина Белашова говорила с трибуны об искусстве языком, достойным искусства, и, если надо, делала все, чтобы помочь на деле — выпрямить ветку, убрать камень с дороги. Как человек и художник Белашова обладала счастливым даром — она была творческим носителем счастья.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается