May 20, 2013
Николай Андреевич Андреев (1873-1932) родился в Москве в бедной семье. Отец его до 26 лет был крепостным, а затем, получив волю, ушел в город. До 12 лет Николай Андреевич учился в городской школе, одновременно посещая воскресные классы Строгановского училища, которое готовило ремесленников для ситценабивных фабрик. После окончания городской школы он становится студентом училища.
Будущий скульптор начинает свой трудовой путь в Серпухове, на ситценабивной фабрике Цинделя. Проходит год. Директор Строгановского училища Ф.Ф. Львов вызывает его в Москву и предлагает место преподавателя рисунка. Случай почти небывалый — 19-летний юноша становится наставником, преподавателем!
Первые годы молодой педагог сам учился, посещая Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала он занимался живописью, но потом вынужден был перейти в скульптурный класс: занятия живописью проходили днем, когда Андреев был занят преподаванием, а в скульптурных классах занимались вечерами.
Андреев заканчивает Училище живописи, ваяния и зодчества в 1900 году. Он участвует в конкурсе на памятник Глинке и получает первую премию. А затем начинается многолетний труд над памятником Гоголю, который станет творческой вершиной мастерства скульптора.
Памятник был принят неоднозначно, одни его ругали, другие хвалили. Дело в том, что Андреев изобразил писателя в период его душевного кризиса. Гоголь является публике погруженным в печальные размышления, утратившим веру в свой литературный талант, полностью опустошенным. Новшеством в монументальном искусстве стал этот «скорбящий» памятник. Ведь национальных героев должно представлять в полном блеске, но Андреев отказался от стереотипов и пошел своим, неизведанным путем. Время показало, что мастер оказался прав. Спустя годы памятник Гоголю стал считаться шедевром и одним из лучших скульптурных произведений на столичных улицах.
Николай Андреевич увлекался в то время и портретом, в числе людей, позировавших ему, были художники И. Репин, Н. Касаткин и С. Маковский, писатели И. Боборыкин и В. Гиляровский, артисты Ф. Шаляпин и А. Сумбатов-Южин и многие другие.
После 1910 года Андреев сближается с Художественным театром, связь с которым не прерывается в течение всей жизни скульптора.
Исключительная работоспособность художника принесла особенно яркие результаты после Великой Октябрьской революции. Перед Андреевым, как, впрочем, и перед любым скульптором, понявшим смысл грандиозного исторического переворота, открылась неограниченная возможность творческой деятельности.
Андреев создает статуи «Дантон» и «Свобода», затем памятники Герцену и Огареву, делает по заказу правительства целую серию скульптурных портретов деятелей революции.
На площади Моссовета в 1918 году установлен гранитный обелиск в честь первой Советской Конституции. В октябрьские дни девятнадцатого года около него встает гордая и прекрасная фигура молодой женщины. Ее лицо с ясным взглядом, четким абрисом губ, ее призывно поднятая рука, ее фигура, совершенная в своей красоте, — все рождает ощущение ликования, торжества. Эту статую, названную «Свободой», создал Николай Андреевич Андреев. Статуя Свободы — один из самых вдохновенных памятников первых послереволюционных лет. С 1924 по 1941 год этот монумент являлся официальным символом Москвы. Но в 1941 году «Свобода», изготовленная из недолговечных материалов, была взорвана по причине «несоответствия архитектурному облику площади». От обелиска сохранилась лишь голова, которая хранится в Третьяковской галерее.
Прошло десять лет, и ярким майским днем 1929 года москвичи собрались на торжественное открытие памятника А. Н. Островскому. Мнение единодушно — скульптору удалось создать превосходный памятник, создать образ понятный, близкий, точно выражающий представление об этом большом писателе, чьи пьесы москвичи знали, любили, особенно благодаря Малому театру, где их ставили часто и много.
Бронзовая фигура так естественно, так органически связалась со зданием Малого театра, со всей площадью, что кажется, памятник стоял здесь всегда. И пожалуй, далеко не всякому, кто смотрит на него сейчас, придет на ум, что нужен огромный талант для решения одной из труднейших задач монументальной скульптуры — связи памятника с окружающей архитектурой. Андреев обладал таким талантом.
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме, — все они являют пример огромной талантливости, превосходного мастерства, глубокой мысли и понимания задач монументальной скульптуры.
Но эти три памятника — лишь частица огромного наследия скульптора. Вся его жизнь была насыщена упорным, беспрестанным трудом. Он шел к славе трудно, долго, но каждый его день, каждое его произведение было шагом вперед.
24 декабря 1932 года Николай Андреевич Андреев скоропостижно скончался. Художник Андреев продолжает жить.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается