May 26, 2013
Сарра Дмитриевна Лебедева (1892-1967) признавала работу над портретом только с натуры. Аналитически изучая объект, Лебедева находила индивидуальное пластическое решение для каждой модели. На первый взгляд ее ранние композиции очень просты и неэффектны. Однако, всматриваясь внимательно в изображение, мы как бы познаем человека вместе со скульптором. Галерея созданных ею образов огромна. Она знала, время ковало гигантские характеры, но, стремясь понять своеобразие и неповторимость каждой личности, Лебедева очень бережно относилась к трактовке ее, неизменно оставляя за человеком право быть самим собой.
Портреты Лебедевой, созданные в конце 20-х-начале 30-х годов, отличают более точное нахождение характерной формы, все возрастающая органичность и жизненность пластических решений. Ее «В.П. Чкалов» стал советской портретной классикой.
В годы Великой Отечественной войны и в последующее время С.Д. Лебедева успешно работает как портретист. Ею созданы скульптурные образы А.Т. Твардовского, В.Е. Татлина, Б.Л. Пастернака. В творческом наследии замечательного советского скульптора — законченные серии портретных статуэток, фигурок для фарфора и фаянса, этюды обнаженной натуры, интересные опыты в области монументальной пластики и декоративно-прикладного искусства.
Характерен автопортрет Лебедевой, созданный в 1925 году. Смелый, открытый взгляд. Упрямый подбородок. Волосы, откинутые назад. Выражение непреклонности. Лицо человека, не знающего, что такое компромисс, вызывающее в памяти образы декабристок.
Что значило для нее быть художником? Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины и гипса, мрамора и бронзы, из пламени и света! — стеком, молотом, сердцем и думой. Она запомнила слова, произнесенные Александром Терентьевичем Матвеевым, чьи работы были одним из самых сильных переживаний ее юности: «Натура — открытая книга. Только один читает ее как гоголевский Петрушка, а другой понимает, что читает».
Образы, созданные Саррой Лебедевой, хранят драматизм борьбы за совершенство, за глубину пластического истолкования натуры. Ее становление, духовное и творческое, проходило под знаком двух начал — мужественная, героическая тема сопровождалась лирической, камерной. Портреты героев революции, а рядом «Обнаженная со скрипкой», «Девушка с банджо» — небольшие работы, в которых пластика достигает музыкальной выразительности. Но обе эти статуи были подчинены единому, строгому стилю «прелюдии и фуги», цельной системе пластического миропонимания. Поэтому произведения Сарры Лебедевой требуют созерцания. Они зовут обойти их вокруг, проследить, как с каждым поворотом, каждой сменой угла зрения рождается новая форма, обогащается, развивается художественное содержание.
Сарра Лебедева не мыслила свои работы вне среды, вне пространства. Вот почему в последней своей работе, зная уже о болезни, закрывающей от нее свет дня, в памятнике поэту Пастернаку, Лебедева кликнет себе в соавторы солнце, ветер, облака, сияние звезд, тени трех сосен, чтобы образ поэта, высеченный контррельефом, оживал на мраморной плите, созвучный движению земли и вечным силам жизни.
Вот почему одному из любимых ею созданий, ставшему лейтмотивом творчества, — «Девочка с бабочкой», где воплощена мечта о счастье и гармонии, — необходимы даль моря, ширь земли. И полный значения замедленный жест воздетой руки с открытой ладонью, жест, дарящий свободу и милость защиты, может быть воспринят как символ ее отношения к жизни.
Искусство портрета заключало для Лебедевой существенную грань познания жизни. Зрелое мастерство не пришло само собой.
Сарра Лебедева училась всю жизнь. Училась в залах Эрмитажа, проводила часы перед творениями мастеров Древнего Египта, Древней Греции, особенно любила крохотные статуэтки Танагры и чернофигурные вазы. Вглядываясь в линии, в ритмический узор, постигала взаимосвязь и зависимость части и целого. Училась у мастеров русской школы— Шубина, Козловского, Мартоса. Училась в галереях Италии, Франции, Англии. Изучала творчество Мейоля и Деспио, Бурделя и Родена. В ее мастерской висели репродукции «Троицы» Рублева и «Рождения Венеры» Боттичелли. И всегда училась она у природы — поле ржи под ветром, череда морских волн, полет чаек говорили с ней на своем языке, раскрывали законы ритма, движения, жизни. Она собирала камни на берегу Коктебеля и обточенные морем коряги, приносила с собой в мастерскую, глядя на них, представляла бесконечность просторов, сказочное разнообразие форм.
И все это было не самоцелью, а средством сколь можно вернее, сильнее, глубже выразить человека нового мира, воплотить в нем, через него смысл и суть века. Портрет — документ эпохи — такой взгляд присущ художнику-гражданину, осознающему всю ответственность стоящей перед ним задачи. Поэтому так впечатляюще правдивы образы, созданные Саррой Лебедевой. Потому так значителен, достоверен и строг один из лучших ее портретов — летчика Валерия Чкалова.
Он стоит в Третьяковской галерее. Впечатление, производимое им, необычайно. Это образ героической и трагедийной мощи. Скульптор воплотила в нем характерные черты человека и все то, что было важно и дорого ей самой в людях, что отвечало ее представлениям о тех, на ком от века стояла и стоит Россия, кто первым прокладывал пути на земле и на небе и, неистово любя жизнь, во имя ее пойдет на смерть не дрогнув.
Решимость, мужество, готовность к подвигу видим мы в этом портрете.
Гармония и цельность этого образа основаны на единстве противоборствующих черт: окрыленность, стремительность, внутренний огонь и замкнутость, строгость форм. Порыв и сдержанность, непоколебимость, несгибаемость. Вихрь и монолит!
Постановка головы горделива, крепок столб шеи. Чеканна линия контура. С расстояния — впечатление монументальности, устойчивости, массивности объема.
Но, приближаясь к портрету, видишь высокий лоб, пересеченный бороздами морщин, напряженные бугры мускулов, сдвинутые брови — одна круто поднята, прочерчена молниеносным, точным прикосновением руки скульптора, другая тяжело нависает. Глаза широко поставлены, даны намеком. Линия сжатых губ, вся асимметрия черт множат ощущение внутренней энергии и силы, подчеркнутых статичностью объема.
В образе Чкалова сказано все о человеке и о духе времени. И вместе с тем портрет не закончен. И незаконченность эта усиливает драматизм образа. Будит воображение, отклик, мысль. Подобно симфонии, не имеющей конца. Подобно началу прекрасной поэмы, оборванной на полуслове. Но мы уже захвачены страстной силой мысли автора, мы во власти его дум, настроений и восторга. И здесь, перед портретом Чкалова, становится очевидным — художник создавал его в состоянии душевного подъема, который сродни прозрению. И для тысяч людей, и вчера, и сегодня, и завтра приходящих в залы галереи, этот образ, его мощь и пламень, стал символом долга, воплотил идею героического выбора, единственного выбора, достойного человека.
Сарра Лебедева создавала портрет Чкалова, когда наша авиация уже расправила крылья. Полеты Чкалова были всенародной победой, как теперь, в наши дни, запуск ракет. И гибель героев теперь, как и тогда, была и есть всенародная боль, утрата и скорбь.
Портрет бесстрашного летчика в зале Третьяковской галереи несет мысль о величии подвига, об отваге и стойкости, о доблести и дерзании. Вглядываясь в бронзовый отлив, понимаешь, что настоящее искусство способно противостоять времени, подобно цветку, разворотить утесы в горах и одарить силой примера, радостью познания и красоты.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается