June 8, 2012

Николай Николаевич Ге (1831-1894) родился 15 февраля 1831 года в Воронеже. Когда ребенку было три месяца, умерла его мать. Вскоре отец – отставной офицер – вместе с семьей переехал в Киев, а затем в Подольскую губернию, где купил село. Здесь и прошло детство Ге. Воспитанием мальчика занимались бабушка и крепостная няня. Уже в детстве формируется добрый, мягкий характер, который всегда привлекал к художнику людей.

С 1841 года Ге шесть лет учится в Киеве, сначала в частном пансионе, затем в гимназии, и здесь начинает серьезно увлекаться рисованием. В 1847 году он поступает в Киевский университет на математический факультет, а через год переводится в Петербургский. Пробыв там два года, Ге оставляет университет и поступает в Академию художеств, серьезно убежденный в своем призвании. Благоговейно относясь к Академии как к храму искусства, он, однако, критикует академические методы обучения. Среди профессоров Ге выделяет К.П. Брюллова, ценя его за большую самостоятельность творчества и стремление отойти от принятых канонов. Восторженно воспринимает Ге картину Брюллова «Последний день Помпеи». Влияние этого произведения чувствуется в ряде ранних полотен молодого художника и, в частности, в его дипломной работе на библейскую тему «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856, ГРМ).

Художник изобразил Саула в ужасе поверженным на землю перед грозной тенью пророка Самуила, предсказавшего гибель царю Израиля. Передавая драматическую сцену, Ге использует типичные академические приемы середины века: утрированные жесты, яркий локальный цвет. Картина свидетельствует, что Ге полностью овладел мастерством академической композиции, рисунком, лепкой формы. За это произведение он получил Большую золотую медаль и право заграничного пенсионерства.

В 1857 году художник уезжает за границу. Побывав в Германии, Швейцарии, Франции, он поселяется в Италии, серьезно увлекается античной историей и пишет несколько эскизов с остро-драматическим сюжетом – «Смерть Виргинии», «Любовь весталки» и т.д. Однако вскоре он осознает, что события и герои, которых он изображал, ему далеки. По твердому убеждению художника писать можно только то, что «действительно дороже всего и что Вы храните в Вашем сердце, как самое дорогое, самое святое».

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Свою тему Ге находит в картине «Тайная вечеря» (1863, ГГМ). Известный евангельский сюжет он трактует по-новому – как человеческую, жизненную драму. Христос изображен в глубоком раздумье. Трагически переживает он отступничество своего ученика. Взволнованы и окружающие Христа апостолы, им художник дает индивидуальную психологическую характеристику: благородный, утонченный Иоанн и грубоватый темпераментный Петр; монолитная группа Христа и учеников противостоит одинокой, мрачной фигуре предателя Иуды Искариота, покидающего бывших друзей. Идея борьбы добра и зла выражена не только в композиции. Она звучит в контрасте света и тени. Вместе с тем этот контраст придает напряженность сцене, которая усиливается «огненным» колоритом, построенным на соотношении пятен зеленого и красного. В «Тайной вечере» Ге выступил как продолжатель А. Иванова, его философско-нравственного направления в русском искусстве. Оба художника были идеалистами. Христианство рассматривалось ими как путь к установлению справедливости на земле, путь к нравственному совершенствованию человека. В легенде о Христе обоих интересовала моральная сторона.

Для Ге характерен своеобразный метод работы. Он не писал предварительного эскиза, а сразу, в воображении, представлял всю сцену в целом и затем искал натуру, перерабатывая ее в соответствии с замыслом. Для Христа была использована фотография Герцена, для Иоанна позировала жена художника А.П. Забела, Петра художник писал с себя (удивительно, что в 32 года он увидел себя таким, каким стал через три десятилетия).

Реакционная печать отнеслась к картине враждебно, однако прогрессивные деятели встретили ее восторженно. И.Е. Репин писал: «Не только у нас в России, можно смело сказать – во всей Европе, за все периоды христианского искусства не было равной этой картине, на эту тему. Если картина была интересна для просвещенной публики, то еще более она была поучительна для художников новизной искусства, смелостью композиции, выражением великой драмы и гармонией общего. Вещь эту можно смело повесить рядом с самыми великими созданиями искусства живописи». За это произведение Ге был избран действительным членом Академии художеств.

После краткого пребывания в Петербурге он снова возвращается во Флоренцию и еще шесть лет продолжает работать над евангельскими темами. Наиболее оригинальны из этих работ «Вестники Воскресения» (1867, ГТГ) и «Христос в Гефсиманском саду» (1868, ГРМ).

В Италии Ге пишет ряд пейзажей: «Перевозка мрамора» (1868, ГРМ), «Мраморная пильня в Карраре» (1868, Гос. музей русского искусства, Киев). Для этих пейзажей характерны интерес к световоздушной среде, чистота и насыщенность цвета, любовь к передаче яркого освещения через сопоставление контрастных цветов. Однако Ге понимает пейзаж как подсобный жанр, необходимый для изучения природы, но не имеющий самостоятельного значения.

К этому времени относится и работа над портретами. Чаще всего художник пишет близких ему людей. Выделяются «Портрет жены с сыном» (1859, ГРМ) и, особенно, «Портрет А.И. Герцена» (1867, ГТГ), высокочтимого и духовно родственного художнику человека, написанный с большой симпатией к писателю. Произведение глубоко психологично, композиционно просто: на темном фоне акцентировано ярко освещенное лицо Герцена. Оно привлекает сложностью внутренней жизни, умом, затаенной грустью. Это полотно художник тайно привез в Россию.

Живя за границей, Ге был хорошо осведомлен о художественной жизни России. В 1867 году он познакомился с Г.Г. Мясоедовым. У художников возникает мысль о создании Товарищества. В 1869 году Ге возвращается в Россию и живет в Петербурге. Здесь он активно занимается организацией Товарищества передвижных выставок вместе с Крамским. В эти годы творчестВ.Г. наиболее близко демократическому реализму передвижников. Это выразилось, например, в создании картины на тему национальной истории «Петр I допрашивает царевича Алексея» (1871, ГТГ; повторение – в ГРМ). Картина глубоко психологична. Драма раскрывается исключительно через характеристику персонажей. Действие происходит в Монплезире. За столом – Петр, в его фигуре – собранность, решительный и гневный взгляд обращен на виновника; Алексей стоит перед отцом, беспомощно опустив голову. «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры, – писал Салтыков-Щедрин, – должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изгладятся из памяти».

В этой картине Ге обнаруживает понимание диалектики исторического развития борьбы реакционного и прогрессивного. Драма отца и сына переросла рамки личных отношений. Художник, сталкивая мировоззрение обоих, их отношение к жизни, раскрывает смысл этой бурной, переломной эпохи. Образ Петра художник связывает с идеей своего времени – готовностью жертвовать личным во имя интересов общества.

Ге стремится к достоверной передаче исторической обстановки, специально едет в Петергоф и оттуда, по его словам, «в памяти приносит весь фон картины». Он изучает портреты Алексея и Петра в Эрмитаже, работает также над судебными материалами по делу царевича. Подобный метод работы над исторической темой был новым для русского искусства. Ге стал одним из основоположников реалистической исторической живописи.

В 70–80-е годы художник работает над портретом. Его цель – запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени. Живописца не интересует временное состояние человека, он передает присущие модели постоянные качества. Художника привлекает в людях собранность, ум, энергия. Основой характеристики является выразительность лица, композиции портретов отличаются ясностью, простотой, колорит – строгостью цветовой гаммы. Таковы портреты М.Е. Салтыкова-Щедрина (1872, ГРМ) и Л.Н. Толстого (1884, ГТГ).

В последующие годы у Н.Н. Ге появляются разногласия с передвижниками. Как и они, художник считал, что основой искусства является протест против уродливых форм действительности, против угнетения человеческой личности, но задачей искусства для него было стремление выразить идеал, совершенство. Значение искусстВ.Г. видит в том, что оно может показать «разницу между тем, чем мы должны быть, и тем, что мы есть». Истины, которые проповедует искусство, по мысли Ге, должны быть вечными, а не связанными с определенным конкретным моментом. Часто для передвижников оказывались непонятными искания Ге и в области формы.

В 1875 году Ге в связи с материальными затруднениями навсегда покидает Петербург и с этого времени живет на хуторе в Воронежской области. Последний период творчества художника почти исключительно связан с евангельскими темами. Он ищет более острой выразительности образного языка, повышенной эмоциональности звучания произведения.

Что есть истина?

Что есть истина?

В работе «Что есть истина?» (1890, ГТГ) философский смысл произведения – вечное столкновение добра и любви с черствостью и равнодушием – выражен более прямолинейно. Картина строится на внешнем контрасте фигуры толстого самодовольного Пилата и замученного, одетого в рубище Христа.

В последних работах Ге происходит эволюция образа Христа. Ге хочет потрясти людей страданиями Христа, заставить думать о важных вопросах жизни, моральных проблемах. Характерен выбор сюжетов: «Суд Синедриона» (1892, ГТГ), «Голгофа» (1892, ГТГ), «Распятие» (1894, ГТГ).

Исключительной силой выражения страдания отличается небольшое полотно «Голгофа». Темпераментная широкая живопись, фрагментарная композиция, обобщенная форма, резкая линия создают повышенную экспрессивность образа. Последними работами Ге прокладывает пути новому искусству конца XIX – начала XX века.

В 1882 году художник познакомился и подружился с Л.Н. Толстым. Взгляды писателя, его понимание христианства во многом совпадали с мыслями Ге. Однако влияние толстовского «непротивления злу насилием» на живопись Ге оказалось незначительным. Страстный, активный характер творчества художника не соответствовал проповеди кротости и смирения. В его произведениях всегда звучат протест против угнетения личности, глубокая вера в человека. «Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание – все от людей», – говорил художник.

Умер Ге в 1894 году на своем хуторе в Воронежской губернии.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается