February 11, 2013
К числу крупнейших представителей передвижничества принадлежал Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905). Будучи еще учеником Академии, Савицкий показал свое произведение на передвижной выставке. Это явилось поводом, по которому Академия отказала ему в праве на участие в конкурсе. Первая же картина, написанная Савицким после выхода из Академии – «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) – показала в нем художника, живо интересующегося современной жизнью и умеющего схватить ее наиболее характерные явления.
На картине Савицкого перед нами несомненно недавние крестьяне, уже оторванные от земли и «старинных форм труда» (Ленин). Изображенные в картине рабочие, подгоняемые подрядчиком, непрерывно катят свои тачки, не могут остановиться, вздохнуть, оглянуться на окружающее. Да и само окружающее – скудный пейзаж с немногими уцелевшими на пригорке березками – представляет собой мрачную картину. Человеческий труд на картине Савицкого лишен радости и показан как непосильное бремя.
В картине есть интересные образы. Таков образ подрядчика, предпринимателя нового типа, или образ тачечника с повязкой на голове, изображенного на переднем плане. Тачечник Савицкого по мощи и силе характера напоминает репинского Канина из «Бурлаков». Это тем более интересно, что, как известно, именно Савицкий вдохновил в свое время Репина на создание этой ставшей знаменитой картины.
В «Ремонтных работах» Савицкого проявилось возникшее в 70-е годы стремление к отражению народной жизни в широком плане. Особую важность приобретала задача изображения человеческой массы, народной толпы. Первая картина Савицкого, представляющая массовую сцену, в композиционном отношении еще неслаженна. Непонятно, например, куда и откуда перевозят рабочие землю в своих тачках. Известная беспомощность художника ощущается и в колорите. Стремясь к передаче впечатления рассеянного дневного света, он погасил краски, объединив их в однообразно сером тоне. После создания своей первой большой картины Савицкий провел несколько лет за границей, где долго работал над картиной «Прогулка в Оверни», во многом обогатив в ней свой художественный язык.
Следующая значительная картина Савицкого – «Встреча иконы» (1878) – была создана им уже по возвращении на родину. Она характерна углубленным интересом к крестьянской психологии, что, как мы видели, составляло особенность всего искусства передвижничества. Избранный художником сюжет позволил ему показать население целой деревни, высыпавшее навстречу иконе. Изображая крестьянскую толпу, Савицкий внимательно присматривается к каждому ее персонажу, в каждом из них открывая особый психологический оттенок. Эти оттенки, дополняя друг друга, сливаются в общую картину крестьянского горя и крестьянской надежды на помощь чудотворной богородицы. Художник раскрывает глубокую искренность наивной крестьянской веры, которой противопоставляет привычное равнодушие и формализм служителей церкви.
В центре крестьянской толпы Савицкий поместил человека, окруженного детьми. По выражению его лица и по тому, что он, единственный из всей толпы, изображен стоящим совершенно прямо, можно понять, что он не разделяет надежд своих односельчан, но глубоко понимает их чувства. Изображенная Савицким сцена происходит на фоне деревенского пейзажа с белыми стволами берез, бледным небом и неярким светом пасмурного дня. Несущая в себе правду народной жизни, картина Савицкого является одним из первых произведений русской живописи, в котором достигнут высокий уровень мастерства в изображении массовых народных сцен. Художнику удалось показать толпу как единое целое, сохранив при этом индивидуальное изображение отдельных персонажей.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается