Люди

Суриков

February 8, 2013

В отличие от Репина, работавшего почти с одинаковой продуктивностью и плодотворностью во всех живописных жанрах, Суриков все свое творчество посвятил изображению русского прошлого. Но зато в раскрытии этого прошлого он добился исключительной глубины и правды. Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске и провел в Сибири первые двадцать лет своей жизни. Во времена Сурикова Сибирь была отдаленной окраиной России, еще не связанной железной дорогой с центром страны и во многом сохранявшей патриархальную самобытность жизненного уклада. Это дало возможность Сурикову наблюдать «допетровскую старину», которая, по его собственному свидетельству, еще продолжала тогда жить в Сибири.

В 1868 году Суриков совершил трудное путешествие из Сибири в Петербург, где в 1869 году поступил в Академию художеств. Переезд в Петербург дал возможность Сурикову увидеть как бы воочию сопоставленными две эпохи в историческом развитии России – эпоху XVII века, еще доживающую в Сибири, и эпоху, начало которой было положено реформами Петра I. Процесс исторического развития предстал, таким образом, перед Суриковым не как отвлеченная идея, но воплощенным в живые и конкретные реальные образы. Первое значительное произведение Сурикова было посвящено началу петровского царствования. Оно предстает перед зрителем в картине «Утро стрелецкой казни» (1881). Стрельцы – это пехотное войско Древней Руси, учрежденное Иваном IV. Оно формировалось из «вольных» людей, не записанных в тягло. За свою военную службу стрельцы пользовались многими привилегиями. Однако самый быт стрельцов, занимавшихся хлебопашеством, торговлей и т.п., становился все большим препятствием к превращению их в хорошо подготовленное войско. Это и побудило Петра ликвидировать стрелецкое войско, заменив его регулярными полками. Тем самым стрельцы лишались своих привилегий, что сделало их участниками заговоров против Петра. Расправа Петра с мятежными стрельцами и представлена в картине Сурикова.

Утро стрелецкой казни

Утро стрелецкой казни

Старая уходящая Русь в образе стрельцов и новая нарождающаяся Россия в лице Петра, окружающей его свиты и полка преображенцев показаны Суриковым в своей резкой противоположности. Стрельцы занимают левую большую часть картины. Они привезены на казнь в сопровождении своих жен и детей. Разнообразие поз и одежд придает группе стрельцов беспорядочно живописный характер. Этой группе не случайно служит фоном храм Василия Блаженного со своим причудливым, лишенным правильности и симметрии архитектурным обликом. Суриковские стрельцы – это яркие самобытные характеры, крепкие, сильные люди, не желающие покориться новым порядкам, уступить свои привилегии, смириться перед Петром. То сопротивление, которое оказывала Петру старая, уходящая Русь, прекрасно выражено художником в образе рыжебородого стрельца, находящегося у левого края картины и скрестившего свой ненавидящий, вызывающий взгляд с властным взглядом Петра. В правой части картины мы видим Петра с его приближенными и группу иностранцев, наблюдающих казнь. Живописности стрелецкой толпы противостоит правильность рядов преображенцев, построенных вдоль кремлевской стены и в своем строю повторяющих единообразный ритм ее зубцов. Это новое регулярное войско Петра. Несмотря на то, что Петр отодвинут художником на второй план и охарактеризован по сравнению со стрельцами общо, зритель чувствует на его стороне уверенную в себе силу. Историческая правота на стороне Петра. Эту неодолимость поступательного движения истории прекрасно понимал Суриков. «Хороша старина, да бог с ней»,– говорил художник.

Многие предшественники Сурикова пытались изображать чувства людей прошлых эпох, но при этом они исходили из наблюдений над современным человеком, невольно привнося в создаваемые образы рефлексию, характерную для психологии окружающих людей. Чувства суриковских героев в полной мере обладают прямотой и силой непосредственного выражения. Благодаря внутренней психологической правде человеческих образов и аксессуары картины – костюмы, телеги, расписные дуги, сама Красная площадь с ее архитектурными памятниками и галками, кружащимися над кремлевскими башнями,– теряют музейный характер и как бы отступают в глубь веков. О Сурикове говорили, что он умеет проникать в самый «дух эпохи».

После создания «Меншикова в Березове» Суриков вновь вернулся к изображению больших народных сцен. Сюжетом для его следующей работы – картины «Боярыня Морозова» (1887) – послужило событие, связанное с движением религиозного раскола в России в середине XVII века. Объединение России под эгидой московского царя сопровождалось реформами в области религиозного культа, направленными на установление его единообразия. Часть духовенства, увидевшая в этом угрозу феодальной самостоятельности церкви, отказалась принять нововведения. Произошел раскол. К духовенству примкнули представители старинных боярских родов и других привилегированных сословий, видевших в новой политике московского царя прямой ущерб своим интересам. Борьба за сохранение старой веры стала, таким образом, одной из форм борьбы за сохранение патриархально-средневековых устоев жизни.

После «Боярыни Морозовой» Суриковым были созданы еще четыре большие картины, находящиеся в настоящее время в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В Третьяковской галерее представлены лишь подготовительные эскизы и этюды к ним.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка

В 1891 году Суриков написал картину «Взятие снежного городка», изображающую удалую народную игру, распространенную в Сибири. В качестве этюда к этой картине была написана «Голова смеющейся девушки» – одно из замечательнейших созданий Сурикова. Несомненно, что этот этюд был написан с конкретной натуры. Тем не менее он не воспринимается нами как портрет. Он как бы воплощает в себе красоту русского народного типа. Суриков говорил, что «античную красоту можно найти и в остяке», разумея под этой красотой сгармонированность всех черт. Именно такой красотой красива его смеющаяся девушка, со своим круглым лицом, вздернутым носом, слегка выдающимися скулами. В ее лице нас пленяет сочетание задорности и мягкости улыбки и теплого сияния серых глаз, выражение радостной полноты восприятия жизни.

Следующая большая картина Сурикова – «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – посвящена теме военного прошлого русского народа. В Третьяковской галерее она представлена вариантом – повторением 1895 года в малом формате и этюдами отдельных персонажей. Сам художник в следующих словах выразил основную суть своего произведения: «Две стихии встречаются». И в эскизе и в варианте картины уже ясно выражено противопоставление стихий, о которых говорил художник. С одной стороны, это легкие степные наездники, составляющие войско Кучума, вооруженное луками и стрелами, с другой стороны – монолитная группа казаков Ермака, вооруженных кремневыми ружьями. Характеризуя каждую из столкнувшихся стихий, Суриков показал на стороне воинов Кучума не меньше мужества и героизма, чем на стороне отряда Ермака. Но спор между ними должен разрешиться не преимуществом храбрости одной из сторон. Решающее значение будут иметь организация и вооружение войска. Мы понимаем, что воины Кучума будут смяты натиском дружины Ермака. Мы ощущаем это как историческую неизбежность.

Покорение Сибири Ермаком

Покорение Сибири Ермаком

Следующая большая картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (1899) была написана им в связи со столетней годовщиной суворовского перехода 1799 года. Художник посвятил ее русскому солдату, прославлению его выносливости, способности ни при каких обстоятельствах не терять присутствия духа и чувства юмора, готовности к преодолению любых препятствий и при этом без позы и риторики. Интересен представленный в галерее этюд «Старик» (1898), написанный Суриковым в связи с работой над образом Суворова. Этот старик – простой красноярский казак. Зерно образа Суворова Суриков видел в его народности, в том, что он был «солдатским полководцем». Общественный подъем начала XX века, который привел к первой русской революции, вновь привлек внимание художника к основной теме его творчества – теме социальной борьбы народа. Не случайно именно в этот период Суриков обратился к яркому характеру вождя народной вольницы – к Разину. Над картиной о нем художник работал с 1901 по 1907 год, а отдельные изменения вносил еще и в 1910 году. Сама картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. В галерее представлены некоторые подготовительные этюды и эскизы к этой картине: «Степан Разин» (эскиз), «Степан Разин» (эскиз), «Казак в красной рубахе», «Ковер».

Значение творчества Сурикова состоит в том, что он внес в историческую живопись новый, ранее ей не присущий смысл. Суриков вывел историческую живопись за пределы археологического изучения старины и сумел тесно связать историю с современностью. В отличие от предшествующих живописцев, он обращался к историческому прошлому России не для того, чтобы воссоздать «домашний быт русских царей и цариц», но чтобы уяснить себе суть происходящих в ней событий. Не случайно он вслед за Пушкиным и одновременно с Мусоргским обратился к XVII веку, эпохе «многих мятежей» (Пушкин). В известном смысле события петровского времени перекликались с тем, что происходило в России в 80–90-е годы XIX века. Обе эти эпохи были временем острого столкновения и борьбы, идущих на смену один другому общественных укладов. Суриков первым из русских художников понял, что основу драматических конфликтов, которыми так богата история, следует искать не в стремлениях отдельных исторических деятелей, прогрессивных или реакционных, а в том, что сами эти исторические деятели выражают глубинные процессы поступательного хода истории. Огромная историческая заслуга Сурикова заключается в том, что он первым показал народ не как объект, но как субъект истории, рассмотрев исторических деятелей прошлого и сами исторические события с позиций народных масс. Все это сообщило суриковскому реализму огромную глубину и закрепило за художником совершенно особое и почетное место в русской живописи XIX века.


Самая подробная информация купить запчасти для иномарок у нас на сайте.


Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается