February 6, 2013

Владимир Егорович Маковский (1846–1920), еще будучи начинающим художником, определил свое место в искусстве рядом с Перовым, Прянишниковым, Саврасовым. Он был среди тех московских художников, которые горячо откликнулись на идею Мясоедова об организации Товарищества передвижных художественных выставок. В дальнейшем он неоднократно избирался в члены совета и правления Товарищества. С началом деятельности Товарищества совпадает начало самостоятельного творчества В. Маковского.

Творчество Маковского необычайно разнообразно по своим сюжетам и изобильно по количеству созданных произведений. Вместе с тем у него так же, как и у других его собратьев но Товариществу, была своя, главная тема. Если о творчестве Ярошенко можно сказать, что в нем запечатлен образ передового представителя русского общества, «печальника народной судьбы», то в творчестве Маковского отразилась жизнь бесчисленного множества русских людей, условиями своего существования отодвинутых в сторону от больших общественных интересов. В его жанровых картинах получила свое дальнейшее развитие линия, начатая Перовым в его произведениях 70-х годов, таких, как «Птицелов», «Охотники на привале» и другие.

Героями картин Маковского являются мелкие чиновники, духовенство, отставные военные, пенсионеры и т. п. Всех их объединяет то, что они стоят в стороне от социальных интересов, от политики, от общественной борьбы, что их кругозор ограничен узким миром частного существования. Отношение к этим маленьким людям у Маковского иное, чем у художников 60-х годов. В искусстве той эпохи «маленький человек» выступал как представитель «униженных и оскорбленных». У Маковского – это обыватель, погруженный в свои повседневные дела. И не задача обличения существующего строя, а познание жизни этого особого мира в его радостях и огорчениях составляло основу замыслов художника. Тщетно было бы искать у Маковского сатирических или трагических образов, подобных тем, которые мы видели в ранних произведениях Перова. Но его картины всегда отмечены стремлением найти в изображаемых людях нечто интересное, характерное, человечное, хотя и проявляемое в мелких, часто смешных пристрастиях. Отсюда – тот теплый юмор, который окрашивает такие произведения Маковского, как «В приемной у доктора» (1870), «Любители соловьев» (1872–1873), «Варят варенье» (1878), «В передней» (1884), «Объяснение» (1889–
1891).

Одной из наиболее значительных картин Маковского является «Крах банка» (1881). Картина изображает множество людей, столпившихся в помещении банка в тщетной надежде спасти свои сбережения. Эта толпа состоит из тех самых «маленьких людей», которых мы видели в изображении Маковского ожидающими очереди в приемной у доктора, варящими варенье, проводящими досуг в слушании гитары, за бутылкой вина и т. д. и т. п. Картина Маковского замечательна множеством разнообразных человеческих типов с яркими характеристиками, раскрывающимися в различной психологической реакции на случившееся.

Крах банка

Крах банка

«Вечеринка» (1875–1897) – картина Маковского, в которой его творчество соприкасается с творчеством Ярошенко. На картине представлено небольшое общество, собравшееся за чайным столом в небогато обставленной, освещенной керосиновой лампой комнате. Это общество в большинстве своем состоит из молодежи, вероятнее всего студенческой. Передать атмосферу высокоидейного подъема, в которой протекала жизнь передовой русской молодежи,– такова была задача, поставленная Маковским. В центре картины художник изобразил молодую девушку, возможно, читающую революционные стихи. Вдохновленная значением произносимых слов, она подчинила их власти всех присутствующих, заставив мысленно унестись далеко отсюда.

Вечеринка

Вечеринка

«Свидание» (1882) – одна из наиболее известных картин Маковского. Крестьянская женщина пришла из деревни повидать своего сына, отданного в город в учение. Вот она сидит, горестно подпершись рукой и всем своим видом выражая чувство материнской боли при виде мальчика, босого, в рваном фартуке и, очевидно, постоянно голодного, судя по той жадности, с которой он кусает принесенный матерью калач. Глубокая человечность, показанная Маковским в образе простой крестьянки, ставит эту картину в один ряд с лучшими произведениями русской живописи, посвященными изображению крестьянской жизни.

Одним из самых выдающихся произведений Маковского является его картина «На бульваре» (1886– 1887). Незамысловатая по сюжету, она несет в себе глубокое содержание. На скамейке городского бульвара сидят двое: молодой парень, по облику рабочий или мастеровой, с бесшабашным и скучающим видом наигрывающий на гармони, и молодая женщина с ребенком, завернутым в деревенское лоскутное одеяло, в поникшей позе и с выражением горестного недоумения на лице. Очевидно, это приехавшая из деревни жена молодого гармониста. Теперь она вдруг ясно поняла, как далек он стал от нее в своих мыслях и стремлениях. Она чувствует себя холодно и неуютно на этом бульваре, с его чахлыми, облетающими деревцами, фонарями и проходящими мимо незнакомыми равнодушными людьми. Перед нами – начинающаяся драма. В маленьком частном факте Маковский дает возможность ощутить разлагающую силу большого города, затрагивающую не только общественные, но и личные человеческие отношения. Картина Маковского замечательна как образец глубокого знания художником действительности. Начиная с выбора человеческих типов, места действия и кончая такими деталями, как лоскутное одеяло, неяркий и холодный свет осеннего дня,– все это замечательно найдено художником, связано в единое целое, необычайно рельефно воплощающее замысел.

На бульваре

На бульваре

Творчество Маковского, посвященное изображению жизни простых людей, было близко и понятно зрителям и остается таким и сейчас. Мастерски используя доходчивую форму небольшой жанровой картины с ее живой повествовательностью, юмором, иронией, Маковский раскрывал в своих лучших произведениях существенные моменты дейстительности своего времени.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается