June 8, 2012
Крупнейший русский пейзажист первой половины XIX века Сильвестр Феодосьевич Щедрин (1791-1830) ярче других выразил реалистические искания своего времени. Семья Щедриных, подобно семьям Брюлловых и Ивановых, представляла своеобразную художественную династию. Сильвестр Щедрин родился 2 февраля 1791 года в Петербурге. Отец – Феодосий Федорович Щедрин – известный скульптор, профессор, адъюнкт-ректор Академии художеств. Дядя – Семен Федорович Щедрин – профессор «ландшафтного класса» – был первым учителем племянника. «Я помню, как покойный дядюшка водил меня в Эрмитаж еще маленького. Пропущая все картины, я останавливался смотреть только одного Каналетто», – вспоминал впоследствии Щедрин.
Художественное образование, успешно начатое в семье, продолжалось в Академии художеств. С 1800 года учителями Щедрина были М.М. Иванов, Ф.Я. Алексеев, писавший тогда главным образом городские виды Петербурга, архитектор Тома де Томон, обучавший его законам перспективы.
В 1811 году С.Ф. Щедрин с золотой медалью заканчивает Академию художеств. Дипломной работой его был пейзаж «Вид с Петровского острова в Петербурге», исполненный в духе строгого классицизма. Однако интерес молодого художника к изображению не «сочиненных», а конкретных «видов» обнаружился уже в первых его больших работах «Вид с Петровского острова на Тучков мост» (1815, ГТГ), «Вид на Биржу с набережной Невы» (1817, ГРМ).
В 1818 году в числе первых четырех пенсионеров Академии С.Ф. Щедрин направляется в Италию, в Рим. В путевых заметках, письмах к родным, написанных с мягким юмором, видны живой ум, наблюдательность художника.
Поселившись в Риме, Щедрин начинает писать виды этого города. Художника привлекает Колизей, к изображению которого он подходит совсем не в духе задач классицизма. «Колизей мне заказал написать с себя портрет…», – сообщает Щедрин. Современники отметили, что в этом «портрете сооружения» реальная натура – «превыше всего»: хорошо переданы мощные архитектурные формы, характер каменной массы памятника.
В картине «Новый Рим. Замок Св. Ангела» (1825, ГТГ) художник раскрывает красоту в простом и обычном. Величественные громады замка Св. Ангела и собора Св. Петра становятся частью общего городского вида.
Щедрин стремится передать свет, который, то появляясь, то исчезая на скалах, стенах, в густой зелени, на лодках, объединяет все предметы воедино, то заставляет их мерцать или искриться, то скрывает или подчеркивает их контуры. Художник смягчает резкость световых бликов на воде, делает тени прозрачными и воздушными. Здания оказываются как бы окутанными воздухом.
От тяжелых, темно-коричневых тонов Щедрин переходит к светлым серебристо-серым оттенкам. «Насилу-то я выбрался из этих темных тонов», – пишет он С. Гальбергу.
В маленьком перламутровом пейзаже «Озеро Альбано в окрестностях Рима» (1823–1824, ГРМ) вода блестит серебром, а зелень кажется нежно-воздушной и розово-солнечной. Свет становится волшебником, все преобразующим. Это подлинная жемчужина в творчестве Щедрина.
Особенно поэтичны морские пейзажи художника. Восхищение Щедрина вызывают Неаполь и его окрестности. Еще в первую поездку из Рима в Неаполь в июне 1819 года, которая продолжалась до весны 1821 года, художник с любовью описывает пеструю жизнь набережных, увеселения, карнавалы, природу юга Италии…
«…Итак, я снова живу на набережной Санта-Лючия – на самом лучшем месте из целого Неаполя. Вид из окошка имею прелестнейший, Везувий, как говорится, на блюдечке, море, горы, живописно расположенные строения, беспрестанное движение народа, гуляющего и трудящего, все сие показалось мне лучшим местом для пейзажиста».
В пейзаже «Вид Неаполя» (1819, ГТГ) С.Ф. Щедрин изобразил себя среди горожан на оживленной набережной. Художника часто видели
у рыбаков и крестьян прибрежных деревень. Веселый и обаятельный, он дружески и тепло относился к местным жителям, изображая их в многочисленных картинах. «…Через несколько дней приобрел себе пропасть приятелей, то есть из мужиков, отставных солдат и прочих людей… сии люди меня столь любили, что зная обыкновенное время, в которое я приезжал, стояли в горах, чтоб меня не пропустить…»
В это время С.Ф. Щедрин подружился с К.П. Брюлловым и К.Н. Батюшковым, у которого и жил в Неаполе. Вместе с О.А. Кипренским он начал работать над портретом А.М. Голицына.
Окончательно поселившись в Неаполе в июне 1825 года, С.Ф. Щедрин совершает поездки в Сорренто, на Капри, в Виго и Амальфи. Пейзажи Щедрина становятся вершиной пленерной живописи своего времени. Среди них серия морских пейзажей «На острове Капри» (1826, ГТГ), «Малая гавань в Сорренто» (1826, ГТГ), «Большая гавань в Сорренто» (1827, ГТГ). Природа предстает здесь созвучной человеку, естественное и созерцательное течение жизни которого проходит в «счастливый момент бытия».
Своеобразие композиций морских пейзажей (замкнутая линия морского берега) придает им не только интимность и камерность, но и сходство с открытыми лоджиями.
Пейзажи «Веранда, обвитая виноградом» (1828, ГТГ), «Грот в Сорренто» (1829, ГРМ) строятся на контрастах затененного пространства и залитого солнцем открытого ландшафта. Полуденное солнце проникает в густую зелень олив и виноградников, в тени яркими пятнами выделяются одежды людей, сверкает зелень.
В последний период творчества С.Ф. Щедрин перешел от светотеневой тональной живописи к повышенной красочной гамме, что особенно заметно в его работах «Малая гавань в Сорренто. Вечер» (1826, ГТГ), «Лунная ночь в Неаполе» (1828, ГТГ).
В Италии его имя становится популярным, пейзажи художника охотно покупают. Между тем сроки пребывания за границей давно кончились. Его страшит будущее в казенной атмосфере Академии художеств, в Петербурге. Но мысль о возвращении на родину не оставляет Щедрина. «Даваемый Вами совет не приезжать в Россию мне крайне не нравится», – пишет он С. Гальбергу.
Несмотря на тяжелую, все прогрессирующую болезнь, жизнерадостность и юмор не покидают художника. Последние письма из Италии полны надежды на выздоровление, на возвращение домой. Но вернуться на родину так и не удалось.
В октябре 1830 года художник умирает. В Сорренто на могиле Щедрина установлен монумент работы скульптора С. Гальберга.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин дал свое поэтическое истолкование природы Италии. Это не удалось сделать многим его современникам итальянцам. В пейзажах Щедрина заключено то лирическое утверждение красоты простого, которое свойственно и русскому портрету, и жанру первой половины XIX века.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается