June 22, 2012
Крупнейшей фигурой русской пейзажной живописи второй половины XIX века является Иван Иванович Шишкин (1832–1892). «Верстовой столб русской пейзажной живописи»,–говорил о нем Крамской. Иван Иванович Шишкин родился в г. Елабуге на Каме в купеческой семье. Однако отец Шишкина выделялся из этой среды широкими культурными интересами. Он изучал свой родной край, о котором составил «Записки достопримечательностей разных». Интерес и любовь к своему краю отец Шишкина передал своему сыну – будущему художнику. С 1852 по 1856 год Шишкин обучался в Московском Училище живописи и ваяния. Окончив Училище, он в том же 1856 году переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, которую окончил в 1860 году. В кругу академической учащейся молодежи Шишкин непосредственно соприкоснулся с миром идей, волновавших тогда передовую часть русского общества. Это были идеи просветителей о необходимости строго научного изучения мира, о пропаганде научных знаний для борьбы с средневековым невежеством и т.д. Идеи эти были глубоко восприняты Шишкиным. Шишкин вступил на художественное поприще под флагом борьбы против условности и романтизации в изображении природы, с требованием строгой объективности в ее передаче, что определяло для него сущность реализма. «Главнейшее дело пейзажиста,– говорил Шишкин,– есть прилежное изучение натуры, вследствие чего его картина с натуры должна быть без фантазии».
На первых порах деятельности Шишкина это требование объективности, граничащей с научной точностью, порождало в его творчестве элементы рационализма. Характерный пример этого составляет одна из его ранних картин «Рубка леса» (1867). Лес занимает собой все пространство картины, целиком поглощая внимание художника. Шишкин изображает его не издали, но забираясь в самую чащу, движимый стремлением изучить его «изнутри», во всех многочисленных деталях. Художник отдельно рассматривает каждый предмет, находящийся перед его глазами, несколько раз меняя для этого точку зрения. В результате пропорциональные отношения между предметами оказались нарушенными: мухоморы явно велики по сравнению с изображенной рядом лисой и фигурами дровосеков. Этот наивный подход к (разрешению поставленной задачи исчезает у Шишкина в более поздних произведениях, но сама задача пристального и детального изучения натуры остается неизменной. Есть нечто приближающее Шишкина к ученому-ботанику в том, как детально изучает и воспроизводит он различные породы деревьев и трав («Сосновый бор», 1872; «Дебри», 1881).
Рационалистическая трезвость в подходе к явлениям природы была для Шишкина лишь ступенью в художественном познании. Он понимал необходимость перехода от аналитического рассмотрения природы к созданию ее целостного, обобщенного образа. Картина «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869) также принадлежит к ранним произведениям Шишкина. Но в ней ясно чувствуется стремление художника создать поэтический образ, передать национальное и даже местное своеобразие пейзажа.
Картина изображает ржаное поле, пересеченное проезжей дорогой, уводящей глаз далеко к горизонту, где виднеется небольшое селение с белой колокольней. Подчеркивая равнинный характер, свойственный пейзажу средней полосы России, Шишкин две трети всего пространства картины отдает небу, покрытому легкими облаками. Это вольное, ничем не заслоняемое небо, составляя основной элемент пейзажа, является источником торжественной поэзии, разлитой в картине.
Близка по мотиву к «Полдню» одна из наиболее известных картин Шишкина, относящаяся уже к зрелому периоду его творчества – «Рожь» (1878). В «Полдне» Шишкин был еще связан с венециановской традицией и в полужанровом мотиве и в композиционном решении картины. «Рожь» дает уже чисто шишкинское ощущение широкого размаха русской природы. Не случайно художник дает в этой картине горизонтальную композицию и дополняет старый мотив ржаного поля громадными соснами. Они вносят и в колорит и в композицию картины ноту суровой величественности севера. Образ природы обладает здесь уже той целостностью, которой не доставало ранним работам Шишкина. При этом художник в полной мере сохранил свою любовь к деталям: тщательно выписывает колосья, цветы репейника на дороге, реющих над ней ласточек… Но здесь эти детали подчинены общему впечатлению.
Мотивами, к которым сам Шишкин, выражаясь его словами, «чувствовал наибольшее влечение, которые остались в воспоминаниях детства», были мотивы лесного пейзажа. Родина художника – Прикамье – одна из наиболее богатых лесом областей России. Мощь русской природы, суровое величие ее лесов, с колоннадами громадных стволов и таинственным сумраком глухих мест нашли свое отражение в ряде превосходных картин Шишкина. В их числе «Сосновый бор» (1872), отмеченный в свое время Крамским как «лучшее и характернейшее произведение русской школы», картина «Лесные дали» (1884) и многие другие. В 80-е годы мастерство Шишкина, обогащенное долгим и упорным изучением натуры, обретает подлинную свободу. Мелкая, скрупулезная техника уступает место мягкому обобщению форм. Картина «Лесные дали» (1884) написана широкими планами, обобщенно трактованными в глубине, что прекрасно передает ощущение перспективы. Но передний план разработан в картине с обычной для Шишкина тщательностью. Общий холодный тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. К числу лучших произведений Шишкина относится и картина «Сосны, освещенные солнцем» (1886, этюд). Это снова лесной интерьер (внутренний вид), но проникнутый совершенно иным настроением, чем обычные шишкинские чащи. Лес теряет в этой картине черты угрюмости, он согрет теплыми солнечными лучами, проникающими сюда сквозь густую хвою. Солнечный свет золотит стволы деревьев, рассыпается яркими зайчиками по траве. Природа дана здесь Шишкиным как бы в своей благорасположенности к человеку. Интересно отметить, что эта картина Шишкина рассматривалась самим автором как этюд. При Третьякове она была выставлена в залах галереи на мольберте. Это указывает на то, какие высокие требования предъявлялись в то время к этюду. С другой стороны, благодаря тому, что Шишкин не довел, с его точки зрения, эту вещь до полной законченности, мы можем видеть, как поэтичен был «рационалист» Шишкин в своем непосредственном восприятии природы.
Особого внимания заслуживают небольшие картины Шишкина с изображением дубов: «Дубки» (1886), «Дубовая роща» (1886), «Дубы. Вечер» (того же времени). По отношению к ним трудно говорить о научном бесстрастии художника. Он ищет выражения «характера» дерева, как портретист ищет выражения характера человека. Он любуется крепкими, коренастыми стволами дубов, несущими широкошумные зеленые кроны, радуется ощущение их крепости, раскрывает в них поэзию мощного жизнеутверждения. Ощущением своеобразного лесного уюта привлекает наиболее знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889). Густая лесная чаща изображена здесь пронизанной светом восходящего солнца, в котором как бы тает суровость могучих елей. На переднем плане, расположившись на старой сломанной сосне, радуясь теплу и свету, резвятся медвежата (животные в картине были написаны К.А. Савицким). В картинах Шишкина последнего периода, также посвященных изображению леса, возникает новая лирическая нота. Не столько создание объективной картины мира, сколько выражение своей любви к этому миру, раскрытие его привлекательности для человека составляет теперь основную задачу Шишкина. Характерно, что в ряде его картин этого периода появляется изображение человека. Такова, например, картина «В лесу графини Мордвиновой» (1891). Она изображает любимый мотив Шишкина – густую лесную чащу. Но в ее сумрак проникают солнечные лучи, а земля под деревьями устлана мягким, пушистым мхом. В центре картины – небольшая фигурка седобородого лесника, всю свою жизнь прожившего здесь и глубоко сроднившегося с природой. Аналогична по своей теме, а главное по лирическому характеру трактовки образа, картина «Дождь в дубовом лесу» (1891).
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается