June 4, 2012

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – крупный портретист первых десятилетий XIX века – родился 13 марта 1782 года на мызе Нежинской, близ Копорья Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии, в имении, принадлежавшем помещику А.С. Дьяконову. В метрической книге копорской церкви будущий художник записан как внебрачный сын крепостной крестьянки Анны Гавриловой, через год после появления на свет сына выданной замунч помещиком за его дворового человека Адама Швальбе.

В 1788 году Кипренский был определен в Воспитательное училище при Академии художеств и через девять лет поступил в класс исторической живописи, куда обычно попадали обнаружившие способности ученики. Его учителями были профессор исторической живописи Г. И. Угрюмов и мастер плафонной и декоративной живописи Г.-Ф. Дуайен.

Первую золотую медаль художник получил в 1805 году за историческую картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» (ГРМ). Однако не историческая живопись принесла художнику известность.

Еще в 1804 году художник создает одно из самых талантливых произведений – портрет отца, Адама Карловича Швальбе (ГРМ). Портрет поражает удивительной зрелостью, глубиной проникновения в человеческую натуру, мастерством, достигнутым молодым художником в самом начале творческого пути. Перед нами волевой человек, преисполненный силы духа и достоинства. Портрет написан в теплых тонах, свободным, широким мазком, построен на контрастах света и тени.

Блестящее исполнение этого портрета поразило современников. В 1830 году он экспонировался на художественной выставке в Неаполе и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика, а некто Альбертини в Рембранты пожаловал».

К ранним произведениям художника принадлежит и «Автопортрет» (1808, ГРМ). В непринужденности, приподнятости, особой вдохновенности образа, в своеобразии живописного и композиционного решения отчетливо проявились черты нового отношения к задачам портретной живописи.

Личность и творческий путь художника были проникнуты духом свободолюбивых первых десятилетий XIX века. Он – художник-романтик, первый из портретистов, уловивший веяние времени, опоэтизировавшийценность и красоту духовного богатства человека. «Кто говорил, что чувства нас обманывают!» – записывал Кипренский в альбоме рисунков.

В 1808 году начинается дружба О. А. Кипренского с известным коллекционером и меценатом А.Р. Томиловым, дом которого был одним из центров художественной культуры первой четверти XIX века.

К этому времени относятся написанные художником портреты А.Р. Томилова (1808, ГРМ), И. В. Кусова (1808, ГРМ), А. И. Корсакова (1808, ГРМ), «Автопортрет» (ок. 1809, ГТГ) и другие.

27 февраля 1809 года О.А. Кипренский, прикомандированный в помощь скульптору И.П. Мартосу для завершения работы над памятником Минину и Пожарскому, уезжает в Москву. Здесь расширяются связи художника. В салоне Ф.В. Растопчина, в доме Е.Ф. Муравьевой Кипренский встречается с К. Н. Батюшковым, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, С. П. Мариным, с Денисом и Евграфом Давыдовыми.

Атмосфера творческих споров, знакомство с художественной галереей Ф.В. Растопчина, насчитывавшей до трехсот экспонатов (среди которых находились картины Веласкеса, Ван Дейка, Тинторетто и др.), предвоенные настроения русского общества имели огромное влияние на живописца.

Жизнь Кипренского в Москве, богатая впечатлениями, способствовала интенсивной художественной деятельности. «Кипренский почти помешался от работы и воображения», – писал Ф.В. Растопчин конференц-секретарю Академии художеств А.Ф. Лабзину.

К лучшим портретам московского периода 1809–1812 годов относятся портреты А.А. Челищева (1810–1811, ГТГ), Е.П. Растопчиной (1809, ГТГ), Е.В. Давыдова (1809, ГРМ). В парадном портрете-картине Е. В. Давыдова, героя Отечественной войны 1812 года, награжденного за подвиги золотой шпагой, художник стремится показать человека передовых взглядов, настроений, знаменовавших пробуждение общественных сил России. Портрет Давыдова привлекает благородством, достоинством, эмоциональной приподнятостью.

В марте 1812 года Кипренский возвращается в Петербург. За группу портретов – Е. В. Давыдова, принца Ольденбургского, И. А. Гагарина, А. И. Кусова и других – ему присуждается звание академика портретной живописи.

Расцвет портретного творчества художника совпал с Отечественной войной 1812 года. «Отечественная война открыла нам своих Курциев, Сцевол, Регулов», – писал ее участник П. Свиньин. Как бы торопясь запечатлеть героев войны, Кипренский делает многочисленные рисунки карандашом. В графической портретной серии – друзья художника: братья М. и А. Ланские, генерал Е. И. Чаплиц, ополченцы А. Р. Томилов и П. А. Оленин, поэты К. Н. Батюшков, И. И. Козлов, В. А. Жуковский, баснописец И. А. Крылов.

Художник создает также серию детских и юношеских портретов, поражающих светлой целеустремленностью и характерной для Кипренского этих лет гармоничностью общего решения. Таковы портреты Н. Кочубей, Пети Оленина, крестьянских мальчиков Андрюши и Моськи, калмыцкой девочки Баяусты, будущего декабриста Н. М. Муравьева, А. П. Бакунина. Рисунки Кипренского – ценнейший вклад в развитие мировой портретной графики.

К этой поре относятся и лучшие живописные произведения. Среди них один из шедевров Кипренского – портрет Д. Н. Хвостовой (1814, ГТГ).

В середине мая 1816 года, получив звание советника Академии художеств, он, благодаря стараниям друзей (скорее всего В. А. Жуковского), уезжает в Италию в качестве пенсионера.

Живя в Италии (1816– 1823), художник продолжает напряженно работать. Однако недоброжелательное отношение к Кипренскому со стороны чиновников русского посольства в Риме, осуществлявших надзор за пенсионерами, переживания, вызванные драматическими событиями революции в Италии, – все это определенно настраивает художника и в какой-то степени сказывается в его работах. К лучшим произведениям этого времени относятся портрет А. М. Голицына (ок 1819 ГТГ), карандашный портрет С. С. Щербатовой (1819, ГТГ) и знаменитый «Автопортрет» 1819 года, который был заказан Флорентийской Академией для галереи Уффици.

«Автопортрет» обнаруживает новые черты в творчестве живописца. В нем ничего не осталось от искрящейся непосредственности и жажды жизни, которая составляла главную особенность раннего «Автопортрета» Мир, окружающий художника, потерял жизнерадостную привлекательность, окрашен в мрачные тона. Кипренский остро осознает контрастность идеалов и действительности.

В июле 1823 года Кипренский возвращается на родину. Россия переживает время жестокой аракчеевской реакции. В почетные члены Академии художеств введены Аракчеев и Гурьев. «Академия здесь заплесневела…» – пишет Кипренский по возвращении в Петербург.

Подавление восстания декабристов повергло Кипренского в состояние тоски и разочарования. Сведений об отношении художника к Тайному обществу декабристов нет, однако со многими из них он встречался в доме кавалергардского офицера Д.Н. Шереметьева, некоторых знал, был с ними в дружеских отношениях и, несомненно, переживал чувство глубокого волнения, как и значительная часть русского общества.

Портрет Пушкина

Портрет Пушкина

Несмотря на холод официальной встречи и тяжелый душевный кризис, мастерство художника не ослабевает. Портрет А. С. Пушкина (1827, ГТГ) стал крупнейшим достижением портретного творчества мастера. Он написан по просьбе Дельвига между маем и июлем 1827 года, во время непродолжительного пребывания поэта в Петербурге. Пушкин любил этот портрет и после смерти Дельвига приобрел его. Кипренскому он посвятил следующие строки:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…

Всеобщее возмущение вызвало то, что Кипренский, оставивший поразительные по своей правде рисунки и полотна, где изобразил участников Отечественной войны, не был привлечен, как и другие русские художники, к созданию портретов для Военной галереи 1812 года. Александр I заказал их английскому живописцу Д. Доу.

«Я приехал в Италию, единственную имея цель, принести в Россию плоды более зрелые таланта моего, но за это, возвратившись оттуда, был завистью врагов покрыт некою тенью. Не замечая зависти, твердою ногою я всегда шел вперед, зная, что время рано или поздно всегда открывает истину», – так писал Кипренский по возвращении на родину.

В конце 20-х годов он снова уезжает в Италию. Женитьба на бывшей воспитаннице и вдохновительнице его таланта Марии Фалькуччи не скрасила последние годы жизни художника.

Кипренский умер 5 октября 1836 года и похоронен в Риме.

«Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии А.А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается