May 13, 2013

Выдающийся художник-скульптор и педагог Александр Терентьевич Матвеев (1878-1960) родился в Саратове. Хотя рос и воспитывался маленький Саша в семье, далекой от искусства, он с детства любил что-то мастерить из различных материалов, благодаря чему в нем зародилось увлечение скульптурой. Накрепко он спаял свою жизнь с этими неживыми фигурами, чтобы позже сказать: «Никакой биографии у меня, помимо творчества, не было». Мальчики, женщины, воплощенные образы близких людей.

Благодаря существовавшим в городе Радищевскому музею и Боголюбовскому рисовальному училищу Саратов на рубеже XX века был своеобразным питомником молодых дарований. В Саратове начинали живописцы Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Уткин, Петров-Водкин. Как и они, Матвеев первоначальное художественное воспитание получил в Боголюбовском училище. К концу пребывания в училище вполне определилось призвание молодого Матвеева.

В 1899 году он переезжает в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он познакомился с С. И. Мамонтовым и стал работать в его мастерских. В 1902-1904 годах на выставках появляются его первые самостоятельные работы.

В начале 1906 года Матвеев отправляется в Париж. Здесь он знакомится с искусством недавно умершего Гогена, с живописью Матисса, со скульптурами Родена и Менье.

В годы учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества и в первые годы самостоятельности Матвеев находится под влиянием импрессионистской манеры. В ней создает он большинство своих работ: портретные статуэтки и бюсты Шаляпина, Мусатова, Трубецкого, Мамонтова.

Первые годы по возвращении из Парижа Матвеев посвящает преодолению импрессионизма, поискам устойчивой композиции. Он стремился к статике цельной и органичной – динамическое примирение объема с пространством. Он искал секрет где-то в изначальных родниках полусознания, полудремы. Может быть, поэтому он лепил юношей. В зыбкости и неуверенности их движений, их форм, их мышления он нащупывал путь к совершенству, к уравновешенности, к гармонии. Но это ему не всегда удавалось. Часто формы его наполняла тревога, отчаяние, страх.

Пробуждающийся

Пробуждающийся

Одна из работ — «Пробуждающийся». Сон страшен в какой-то своей каменности. Он наполняет все тело, ядовитый, отравляющий, кошмарный. И где-то в повороте шеи, в локтях, где-то в левом плече уже есть движение. Чувство начинается от затылка и приходит к лицу изнутри сквозь всю голову, как первая волна, разбиваясь о застывшую маску лица и размягчая ее. Правая рука уже держит в равновесии вертикали готовых рассыпаться пальцев. А ноги еще полусудорожно, полубессильно скручены, и та, на которую он опирается, будто не держит, ослабла.

Вереница скульптур – «Пробуждающийся», «Задумчивость», «Успокоение», «Засыпающий мальчик», «Сон», «Спящие мальчики» — гипс, алебастр, майолика.

Его целиком поглощает интерес к появляющимся формам. Он следил только за тем, чтобы его творение не лгало. Он старался наполнить его тем мягким светом, который, ритмично пульсируя, равно соответствует молчанию и торжеству, солнцу и ночи.

Работая статую, Матвеев мыслил ее как часть мира природы, мечтая, чтобы резец его бороздил камень, как реки землю, как ветер создает причудливые формы скал.

Он охотно работает с твердыми материалами – камнем, мрамором. Скульптор мечтал об ансамбле, и случай представился: саратовцы получили заказ на оформление виллы в Крыму. В 1908-1911 годах Матвеевым выполнены работы монументального и декоративного характера из инкерманского камня, мрамора и гипса для имения Кучковой на Южном берегу Крыма. В этих творениях начинает проглядывать подлинное творческое лицо Матвеева.

«Засыпающий мальчик», «Сидящая женщина», «Женская фигура» — названия созданных скульптором фигур. Они точно построены, их движения правдивы и естественны. При этом все скульптуры наполнены глубоким лиризмом. Матвееву удалось совместить в созданных работах поэзию и правду жизни.

Также талантливо, правдиво и поэтично выполнено надгробие Борисову-Мусатову. Под сенью берез на удлиненном, простой формы пьедестале покоится фигура обнаженного спящего мальчика. Образ чрезвычайно простой, но очень проникновенный, говорящий о безмерной печали по безвременно умершему другу.

Надгробие Борисову-Мусатову

Надгробие Борисову-Мусатову

Памятник возвещал о покое. Покой и сон. Трепет летней листвы. Неподвижность земли. Фигура уснувшего мальчика. Красный гранит. Горельеф, обращенный к небу. И венки. Кольца венков. Символ завершенности, символ совершенства, окаймленный полевыми цветами.

Для этого периода характерна и мраморная скульптура «Юноша», которая находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Спокойствие, простота движения, обобщенность форм, плавность контурной линии, внутренний ритм, полнота звучания пластической формы говорят о зрелом совершенстве искусства Матвеева, нашедшего свое видение мира, свой язык форм.

Юноша

Юноша

Революция 1917 года вызвала в художнике прилив новых творческих сил. Основной работой Матвеева первых лет революции стала статуя Карла Маркса, воздвигнутая перед Смольным в 1918 году. В памятнике Марксу скульптор обратился к новой для себя задаче. Мастер продуманных работ несколько замкнутого характера теперь решил выйти на площадь, говорить с людьми ясным, понятным языком, идейно и эмоционально воздействовать на них. И он справился с этой трудной задачей. К сожалению, воздвигнутая из временного материала статуя Маркса простояла недолго.

В 1927 году на выставке, посвященной 10-летию Советского государства, было показано одно из лучших творений Матвеева — монументальная композиция «Октябрь». Величественный ритм пирамидально построенной композиции «Октябрь» заставляет вспомнить произведения классицизма. Однако образы матвеевской группы не идеально отвлечены. В них чувствуется синтез живых наблюдений. Полно индивидуального своеобразия движение каждой фигуры. Спокойно, уверенно стоит рабочий, величавая торжественность в позе сидящего крестьянина, красноармеец, стремительно присевший на одно колено, полон напряжения, как бы готовится к отпору.

Октябрь

Октябрь

В дальнейшем поэтическое представление о человеке получает в творчестве Матвеева все более спокойный, радостный характер. Отлитая им из бронзы в 1937 году «Женская фигура» как бы сконцентрировала все лучшие качества пластики Матвеева. Статую отличает удивительная ясность форм, мягкая обобщенная моделировка поверхности, за которой чувствуется глубокое знание натуры. Поднятые руки, обрамляющие голову, придают ей особое величие, она кажется чем-то сродни монументальным образам, которые своим ритмом могут быть связаны с архитектурой.

Женская фигура

Женская фигура

Матвеев много работал и в портретном жанре. К числу лучших его работ принадлежит «Автопортрет» 1939 года.

В зрелые годы Матвеев много времени отдает общественной деятельности. Он участвует в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса, избирается профессором «Свободных мастерских», возникших на месте Академии художеств. В дальнейшем, когда «Свободные мастерские» снова становятся Академией художеств, он бессменно состоит в ней профессором по скульптуре.

Автопортрет

Автопортрет

Подводная охота
Для любителей подводной охоты естественным будет подводное ружье Зелинка купить по приемлемой цене. Такое ружьё вкупе с прочим снаряжением обеспечит море удовольствия от подводного сафари.

Телеграм-канал «Классика»


Технология классы нормативная база предприятия reddial.ru.


Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается