April 30, 2013
Осенью 1803 года в медальерном классе Петербургской академии художеств появился двадцатилетний флотский офицер Федор Петрович Толстой (1783-1873). Многие смотрели на этот шаг молодого офицера как на дворянскую причуду. Однако дело обстояло куда серьезнее, чем казалось. Художественные способности у Толстого обнаружились очень рано. Он весьма искусно рисовал, начиная с четырехлетнего возраста. Когда мальчику исполнилось девять лет, родственник Толстых, генерал и посол при дворе Наполеона, взялся устроить его карьеру. Мальчик был отдан в знаменитую Полоцкую иезуитскую школу, главой которой был патер Гавриил Грубер. Официально Грубер числился преподавателем механики, архитектуры и физики, но его познания простирались значительно шире. Знал Грубер и искусства, особенно он любил живопись.
Гавриил Грубер принял участие в судьбе юного Федора Толстого и начал учить его рисовать. Это были первые серьезные уроки рисования. Они продолжались недолго, но оказали большое влияние на формирование личности будущего художника. Из школы Грубера Федора Толстого забрали в Морской корпус, который способный юноша блестяще окончил в 1802 году. Толстой был произведен в мичманы и выпущен в гребной флот. Это дало ему возможность жить в Петербурге, продолжать образование. Молодой офицер брал уроки математики, занимался спортом, много рисовал. Рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, сочинял целые композиции. Жажда прекрасного не давала ему покоя. Душа его была расположена к искусству, а руки не могли не творить. Толстой писал впоследствии: «Однажды батюшка привез стеклянный камей, изображающий портрет Наполеона Бонапарте. Эта вещица мне очень понравилась, и я на моем рабочем столе, взяв огарок чистого воска, подкрасил его тельным цветом и вылепил с помощью ножичка и булавки копию, и очень верную, с этого камея».
Эту работу заметил профессор Е. Н. Фуо, у которого Толстой брал уроки математики. Он нашел у своего ученика большие способности к скульптуре и посоветовал непременно завтра же отправиться в Академию художеств. Полный энергии, жажды знаний, талантливый молодой человек был принят в медальерный класс академии и скоро узнал все тонкости лепки из воска и начал учиться резать по стали.
Спустя месяц он обратил на себя внимание профессора-скульптора И. Н. Прокофьева. Внимательно осмотрев работы начинающего мастера, Прокофьев спросил: «Вы как хотите учиться художеству: основательно, как художник или, как ваши братья-дворянчики, для забавы?» «Хочу знать и научиться художеству основательно и сделаться, если буду в силах лучшим учеником академии», – ответил Толстой.
Усиленно занимаясь искусством, Федор Толстой продолжал пополнять свое образование: изучал нумизматику, археологию, литературу. Все это давалось непросто, поскольку родители отказали молодому человеку в поддержке.
Родители мечтали видеть Федора Толстого военным в высоких чинах. По существующему тогда обычаю он еще с детства был записан сержантом в Преображенский полк. И вот вопреки их воле юноша, уже офицер, решает посвятить себя любимому делу, стать профессиональным художником. Это означало разрыв с взрастившей его средой. Он подал в отставку, порвал с обществом, родными, обрек себя на полунищенское существование. В аристократических салонах Петербурга недовольно ворчали: «Как, граф Федор Толстой, аристократ, имевший титул, блестящие связи, которому само все в руки дается, и вдруг все отвергает и идет в маляры? Позвольте! Ведь он обесчестил не только свою фамилию, но и все дворянское сословие!»
И дворянское сословие поспешило закрыть перед ним двери. Даже отец девушки, которую любил Толстой, запретил ей думать о нем: «Он человек без состояния, службы не имеет, занимается пустяками — рисует да лепит куколки, на этом далеко не уедешь».
Для молодого скульптора началась жизнь, полная лишений и трудностей. Он вынужден, подражая античным камеям, вырезать раскупаемые петербургскими красавицами гребни, брошки и тем добывать средства существования. Только старая нянька Ефремовна не покинула своего воспитанника. Вместе с ним она стойко переносила трудности и невзгоды. Это она, старая добрая женщина из простонародья, воспитала в графе Толстом истинную любовь к русскому народу, к его характеру и обычаям.
Молодой художник не только выстоял в испытаниях. Он стал одним из самых образованных людей своего времени и одним из тех немногих художников, взгляды которых на искусство гармонически сочетались с социально-политическими воззрениями и общественно-политической деятельностью передовых людей эпохи. Недаром он первым восславил подвиг народа в войне 1812 года.
Федор Толстой был активным участником «Союза благоденствия», членами которого состояли декабристы Никита Муравьев, Сергей Муравьев-Апостол, Пестель, Якушкин, Лунин.
Вскоре после вступления Толстого в тайное общество его избрали председателем «Союза благоденствия». Но внутри союза назревал кризис, революционное движение поднималось на новую ступень. В 1821 году «Союз благоденствия» был распущен, уступив место новым союзам, которые начали прямую подготовку к революционному перевороту. Федор Толстой отошел от политической деятельности и больше не участвовал в тайных обществах. Но Толстой не изменил своим убеждениям, в основе которых лежали идеи, вдохновлявшие декабристов и лучших людей их поколения, таких, как Пушкин. В конечном итоге эти идеи нашли яркое выражение в гуманистическом искусстве скульптора Федора Петровича Толстого.
В канун Отечественной войны 1812 года молодому скульптору посчастливилось близко познакомиться с Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Он несколько раз встречается с фельдмаршалом и лепит его портрет из воска. Толстой на всю жизнь запоминает сказанные с лукавой усмешкой слова великого полководца: «Я бы ничего так не желал, как обмануть Наполеона».
Следом за этим важным в жизни молодого скульптора событием на выставках начинают появляться восковые работы Толстого. О нем все чаще и чаще начинают говорить в художественных кругах. Подлинную же славу Федору Толстому принесли медали на темы Отечественной войны 1812 года. Успех этот не был случайным. Внутренне он был готов к совершению этой назначенной ему историей работы. Толстой остро переживал события своей эпохи. Еще в 1805 году он мечтал принять участие в сражениях с Наполеоном.
Назначенный в 1810 году в Монетный департамент, Федор Толстой произвел настоящий переворот в медальерном искусстве. Он считал, что медаль должна быть ясной и доходчивой и «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита». Таким историческим поводом стала для него Отечественная война 1812 года. Медали Федора Толстого получили мировую известность.
Небольшие по размеру силуэты содержали в себе большой смысл, в них нашло выход патриотическое чувство художника: «Я русский и горжусь сим именем, желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника: я дерзнул представить в медалях знаменательные события 1812, 1813, 1814 годов… и передать потомкам слабые оттенки чувств, меня наполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского», — писал Ф. П. Толстой в автобиографических записках.
Каждый своими средствами громил врага. Фельдмаршал Кутузов, поэт-партизан Денис Давыдов, старостиха Василиса Кожина, Федор Толстой — все они одинаково обессмертили свои имена.
Федор Толстой не только откликнулся на события, но и выразил свое отношение к русскому воину-освободителю, к его храбрости. Этой теме посвящена медаль «Бородинская битва», показывающая русского воина, одержавшего победу над тремя врагами. Но, пожалуй, самой прекрасной, выразительной следует считать медаль «Бой при Арсиз-сюр-Об». Боевую страстность, героический пафос художник передает с необычайной силой, равно как и полный трагизма ужас поверженных врагов. Федор Толстой снова показал здесь себя как большой мастер композиции.
Медальоны Федора Толстого разошлись по всему миру. Скульптор был избран почетным членом почти всех европейских академий художеств.
Федор Петрович Толстой до глубоких седин оставался чутким художником и благородным человеком. Изведав в молодости горечь обид и непонимания, он был добрым наставником молодежи. Молодые художники всегда находили у него поддержку. В 1863 году тринадцать выпускников академии отказались писать картину на тему, далекую от настоящей жизни, — «Пир в Валгалле». И восьмидесятилетний художник всецело стал на их сторону. Он поддержал «бунт 13». Он говорил, что, «избирая сам сюжет своей картины, художник может с большей свободой и любовью работать и лучше выразить свою мысль. Раз мы видим, что прежний способ не годится, надо его изменить». В этих словах видна серьезная поддержка ищущей молодежи, тех, кто идет в искусство, чтобы открывать новое.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается