April 25, 2013

Русский классицизм наиболее полно и глубоко воплотился в творчестве Феодосия Федоровича Щедрина (1751-1825). Феодосий Щедрин в 1764 году одновременно с Козловским и Мартосом был принят в Академию художеств. С ними же после окончания обучения в 1773 году он был отправлен за границу. В 1776 году в Париже Щедрин вылепил небольшую статуэтку «Марсий», в 1779 году — композицию «Спящий Эндимион». И по содержанию, и по манере исполнения это совершенно различные работы. Фигура Марсия исполнена с большим драматизмом. Напротив, фигура Эндимиона дышит идиллическим спокойствием и безмятежностью. Столь широко понимал классицизм молодой русский скульптор. Классицизм как полнокровное искусство, искусство сильных чувств и пламенных порывов, искусство гармонических пропорций и высокого полета мысли, нашел в творчестве Феодосия Щедрина свое блестящее выражение.

Марсий

Марсий

С именем Щедрина связаны выдающиеся архитектурно-художественные ансамбли Ленинграда — Адмиралтейство и Петергофский большой каскад фонтанов. Совместно с Гордеевым, Мартосом, Прокофьевым и живописцами Боровиковским, Егоровым и Шебуевым Щедрин работал над декорированием Казанского собора (1804-1811).

Феодосий Федорович Щедрин прожил долгую жизнь, всегда оставаясь подлинным художником, чутко воспринимающим эстетические запросы времени. В более поздних своих произведениях он подошел вплотную к творческим решениям, характеризующим уже новый этап в развитии русского классицизма, этап, в архитектуре связанный с деятельностью Воронихина и Захарова.

Примыкая к ряду других скульпторов русского классицизма, Щедрин сыграл большую роль в деле практического решения проблем синтеза архитектуры и скульптуры. Яркий тому пример его «Кариатиды» — две обрамляющие главные ворота Адмиралтейства группы. Замечателен монументализм этих композиций, в которые неотъемлемыми частями входят в сами группы и суровые в своих очертаниях, до последней степени лаконичные по формам постаменты.

Феодосий Федорович Щедрин родился в 1751 году в бедной семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка. О детских годах, о жизни Щедрина в родительском доме сведений не сохранилось. Известно, что в 1764 году семилетний мальчик был отдан учиться на «казенный кошт» в воспитательное училище при «академии трех знатнейших художеств». Там учился и старший брат Феодосия, Семен, который впоследствии стал известным пейзажистом и ректором Академии художеств.

По уставу академии 1764 года ученики делились на пять возрастов. В каждом «возрасте» полагалось пробыть три года. Но, видимо, Щедрин имел достаточную домашнюю подготовку, потому что осенью того же года был зачислен учеником «третьего возраста».

Феодосий Щедрин был от природы одаренным и, обладая настойчивостью и трудолюбием, быстро выдвинулся в число наиболее успевающих учеников. В 1769 году он получил вторую серебряную, а через год — первую серебряную медаль.

От учащихся требовали любви к искусству, свободного владения изобразительными средствами и умения убедительно выразить свой замысел. Главное внимание уделялось изучению натуры, старого наследия, раскрытию «секретов» мастерства. И это принесло ожидаемые плоды: русская пластика уверенно шла к классицизму. Но в русском классицизме рациональное всегда было неразрывно связано с эмоциональным, и это отличало его от европейского.

В 1770 году Щедрину за композицию из русской истории «Покушение Рогнеды» присуждается вторая золотая медаль. Подходит к концу ученье. Щедрин готовится к защите дипломной работы. За лучшие работы академия присуждала большую золотую медаль.

В 1772 году Щедрин выполнил дипломную работу — барельеф, изображающий «великого князя Изяслава Мстиславовича, уязвленного, когда воины его незнанием убить стремились». Щедрину удалось воспроизвести исторический сюжет как реальное драматическое событие. И вот высшая оценка академии — первая золотая медаль, и перед Щедриным открыт путь самостоятельного творчества. Золотая медаль дала возможность поездки за границу как пенсионера академии.

Феодосий отправляется во Флоренцию, но там он испытал глубокое разочарование. От былого величия флорентийского искусства не осталось и следа. Щедрин пишет в Петербургскую академию: «…что в сем городе художников и академий нет. А хотя и нашел Академию, то рисуют там четыре человека с натуры, но сия Академия недостойна, чтоб о ней говорить…» Далее он обращается с просьбой о переезде в Париж или Рим. 3 марта 1774 года Академия разрешает переезд в Париж. Правда, одержимый горячим желанием работать на благо России Щедрин, не дождавшись ответа Академии, уже следовал в Рим.

Здесь он стремится наверстать упущенное во Флоренции время. Делает множество записей, зарисовок. А в октябре 1774 года Щедрин приступил к работе над композицией «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В это же время он отправляет в Академию депешу с просьбой разрешить ему жить и работать в Риме. Но совет Академии требует, чтобы Феодосий Щедрин «неотменно ехал в Париж». Не помогли даже ссылки на начатую работу.

В Париже Щедрин трудится под руководством скульптора Габриэля Аллегреня. Он посещает Французскую академию, много работает. Русский скульптор получает известность среди своих коллег, а в конце 1775 года Французская академия официально признает успехи Щедрина и присуждает ему вторую золотую медаль за скульптуру. Эта награда стала не только личной заслугой Щедрина, она стала признанием зрелости русского искусства и его художественной школы. За десять лет работы в Париже Французская академия трижды награждала Щедрина золотыми медалями — в 1779, 1780 и 1783 годах.

Венера

Венера

И вот возвращение на Родину. Первой крупной работой скульптора становится статуя Венеры. «Венера» Щедрина — это олицетворение прекрасного. Он первым из русских пластиков начал лепить обнаженное женское тело. Появление Венеры имело большой успех, о чем говорит факт: Академией художеств она была установлена в Царскосельском парке.

Честный и трудолюбивый Феодосий Федорович успешно продвигался и по служебной лестнице, постоянно получая награды и повышения. В сентябре 1794 года ему было присвоено звание академика, в 1795 году он был введен в состав совета Академии художеств, в 1803 году назначен адъюнкт-профессором.

В 1798 году Щедрин закончил мраморную статую Дианы. Композиция этой скульптуры очень удачна: Диана сидит на пне у воды, но ей показалось, что на нее устремлен чей-то нескромный взор. От испуга она отшатнулась влево, покрывало соскользнуло с левой ноги. Она готова вскочить при первом шорохе. Эти движения так естественны и вместе с тем полны грации и женственности, что нельзя не восторгаться этим талантливым сочетанием классического с реальным.

Диана

Диана

В XVIII веке в России высокого расцвета достигло строительство парковых ансамблей. Одним из интереснейших по богатству и разнообразию насаждений, по планировке парка, обилию скульптурных шедевров стал Петродворец (Петергоф). В конце XVIII века было решено восстановить и обновить многие пришедшие в ветхость фонтаны. Академия приняла самое деятельное участие в этих работах. Одним из основных участников работ стал профессор академии Ф. Ф. Щедрин, создавший для Большого каскада аллегорическую фигуру Невы (1804), статую «Персей» (1800) и две группы «Сирены» (1805). После установки новых скульптур, созданных лучшими мастерами того времени, Петергофский каскад существенно изменил свои облик, и Петергоф по праву стали считать одним из лучших мировых парковых ансамблей.

Сирены

Сирены

Авторитет Феодосия Федоровича как зрелого художника и опытного мастера с каждым годом укреплялся. Его глубокие познания в области теории искусства пластики и уменья применять их на практике привели к тому, что почти все выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге выполнялись с его участием.

Щедрин работал над наиболее важными группами скульптур Адмиралтейства в Петербурге, а также руководил работой молодых художников. Щедриным выполнены группы «Морские нимфы, несущие земную сферу», замковые камни над окнами, фигуры воинов по краям аттика, аллегорические фигуры осенних и зимних месяцев. Интересны маски к замковым камням окон. Блестящими по исполнению являются маски «Тритон» и «Наяда». Они напоминают образы русского эпоса. Его «Тритон» — это сказочный водяной с заросшим бородой лицом русского мужика, а у «Наяды» — морской нимфы — тонкое девичье лицо.

Морские нимфы, несущие земную сферу

Морские нимфы, несущие земную сферу

Вершиной же творчества Ф. Ф. Щедрина считают скульптурную группу «Морские нимфы, несущие земную сферу». В сущности, это две одинаковые группы, сделанные по одной модели, стоят они по обеим сторонам арки центрального входа. Фигуры, связанные единым силуэтом в очень собранную группу, бережно несущие земную сферу, символизировали силу человеческого разума, его власть над природой. Поэтому такая спокойная уверенность в фигурах, подчеркивающая торжество человеческого разума. Эта работа как бы подводила итог многолетним творческим поискам Щедрина, которому удалось создать сильный оригинальный художественный образ.

Под сенью густых деревьев некрополя Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге на одной из могил — небольшое гранитное надгробие, на котором высечены слова: «Феодосий Федорович Щедрин – ваятель Императорской Академии художеств, ректор, преставился 19 января 1825 г. 74 лет».

Новости
Информация об избрании Вячеслава Моше Кантора на пост президента Европейского еврейского конгресса обошла все европейские СМИ. В связи с тем, что еврейские диаспоры имеются во всех городах и странах мира, подобные организации всегда довольно влиятельны.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается