April 11, 2013

Александра Александровича Дейнеку (1899-1969) называют художником современности. Дух времени ощущается не только в сюжетах картин Дейнеки, но и в его творческой манере. Картины о рабочих, солдатах и спортсменах, огромные красочные мозаичные панно на станциях метро и электростанциях, скульптуры из дерева, металла, фарфора, графика, плакат — таков неполный перечень работ Дейнеки. Говоря о нем, никак нельзя избежать слова «новатор». Он подлинный новатор в советской живописи и графике.

Дейнека старается отобразить черты времени, черты эпохи. Люди его полотен типичны именно для данного изображенного художником исторического момента. Они часто повернуты к зрителю спиной или в профиль («На стройке новых цехов», «Мать», «Будущие летчики» и др.), но важны не их лица, а сама лепка образа, внутренняя сила, напряженность, чувствующаяся в фигурах. Его «Мать» не могла появиться до революции – перед нами свободная женщина-труженица. Это относится и к мальчишкам в «Будущих летчиках».

Будущие летчики

Будущие летчики

Александр Александрович — представитель первого поколения советской интеллигенции. Родился он в Курске в 1899 году в семье железнодорожника. В 1914 году поступил по семейной традиции в железнодорожное училище, но вскоре тяга к рисованию пересилила, и Дейнека уехал в Харьков в художественное училище.

Когда революция разрушила старый мир, юноше было восемнадцать лет. Тот самый возраст, когда особенно тянет ко всему новому, бурному, романтичному в жизни и в любом деле. Характер Дейнеки, его наклонности развивались и крепли вместе с молодой Советской Республикой. Он был ее ровесником, напоенным ее революционным духом.

Мать

Мать

В 1919 году художник писал: «Кого не захватят наши дни?.. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата — солнцекрасочно хочется набросать тысячью самоцветных каменьев… Наши мысли должны быть чисты… ярки, солнечны, как свобода». Отсюда, от своего понимания задач советского художника, идет формирование художественной манеры Дейнеки: внутренняя сила образов, чистота и яркость колорита, монументальная лепка формы.

ВХУТЕМАС, куда в 1920 году командировали Дейнеку после службы в армии, был центром всевозможных художественных исканий. Годы шли тяжелые, голод, разруха, ночью приходилось зарабатывать на жизнь, а днем учиться «в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемных. Учился у В. А. Фаворского». В 1924 году Дейнека перестал посещать ВХУТЕМАС. Под руководством Моора начал работать в области журнальной графики. Работа художника-журналиста помогала ему быть в курсе всей жизни страны.

Оборона Петрограда

Оборона Петрограда

Параллельно с графикой Дейнека уже тогда занимался станковой живописью. В 1925 году, после поездки в Донбасс, выступил с первой картиной — «Перед спуском в шахту». Есть некоторая нарочитость в приземистых, широкоплечих фигурах рабочих, есть идущее от течения конструктивизма преклонение перед техникой, обязательный показ больших механизированных конструкций. Но в этих поисках нового много интересного, необычного, чувствуется пульс современности. В те годы Дейнека принадлежал к Обществу станковистов (ОСТу), являлся одним из его создателей. Одна из характернейших работ этого периода — «На стройке новых цехов» (1925), а также знаменитая «Оборона Петрограда» (1928). Удивительная лаконичность, скупость художественных средств, подчиненных поставленной задаче, оригинальная композиция характерны для этой картины.

В 30-е годы творчество художника освобождается от некоторой сухости, схематичности, становится более эмоциональным, свободным, многогранным. Художник увлекается темой спорта. Здесь он получает возможность показать физическую красоту гармонически развивающихся свободных людей. В 1935 году Дейнека впервые едет за границу и привозит много интересных работ («Улица в Риме», «Тюильри»). В 1937 году он пишет одну их лучших своих картин — «Будущие летчики». Война вызвала к жизни суровые, трагические темы. В эти годы появляется «Окраина Москвы», «Оборона Севастополя». В 1945 году Дейнека вылетает в Берлин, где присутствует среди немногих художников при подписании капитуляции Германии.

Оборона Севастополя

Оборона Севастополя

Дейнека — один из основоположников советской монументальной живописи. Серия мозаик для станций Московского метрополитена: «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая», мозаичная галерея портретов ученых в МГУ на Ленинских горах; панно для Советского павильона на международной выставке в Брюсселе в 1958 году — вот несколько наиболее значительных работ художника в этой области. В 1964 году за комплекс мозаичных произведений, в том числе за панно «Хоккеисты», он стал лауреатом Ленинской премии, а в 1969 году получил звание Героя Социалистического Труда.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается