April 10, 2013
Имя Владимира Давидовича Гудиашвили (1896-1980) известно любителям живописи всего мира. Его картины выставлялись в Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Риме, Брюсселе и Амстердаме. Многие из них так и поселились навсегда в этих городах, в музеях и частных коллекциях. А художник, создавший эти замечательные полотна, жил и работал в своей родной Грузии, любуясь ее красотой, черпая в ней, в ее истории силу и вдохновение.
Его звали Ладо Гудиашвили. Родился он в 1896 году в Тбилиси, в семье железнодорожного служащего. В 1914 году он окончил Тбилисскую школу поощрения изящных искусств со званием художника-педагога. Но преподавать не пошел, а увлекся древнегрузинской живописью, изучал памятники грузинского искусства, копировал фрески. Для этого молодой художник принимал участие в научных экспедициях и объездил все южные провинции Грузии.
Страстная любовь к национальному, к фреске лежит в истоках творчества Гудиашвили. А еще оказала на него свое влияние живопись безымянных грузинских художников. Первые картины художника были написаны в обычной реалистической манере. В основе их лежало желание правдиво передать непосредственные впечатления, волновавшие Гудиашвили. Сближение с поэтами-символистами сильно изменило творчество молодого Ладо. В 1918 году он начал работу над серией полотен, посвященных жизни старотбилисской богемы — кинто. С этого момента открывается новый этап творчества художника. Именно в работе над темой кинто сформировался тот неповторимый Гудиашвили, которого знают любители искусства. Будучи очень национальным по духу, по манере письма, живописец в то же время имеет свои выразительные средства. Он вводит резкие контрасты в построении и в цветочных сочетаниях, плавные, спокойные формы и линии вдруг сменяет жесткими, угловатыми, деформирует фигуры, сдвигает композицию, заостряет свой художественный язык. «Хаши» (1919) и «Рыба цоцхали» (1920) — одни из интереснейших работ этого цикла.
Ярко выраженную национальную черту творчества Гудиашвили не смог заглушить даже Париж со множеством его школ и течений, куда художник был послан в 1919 году. Занимался он там в академии Ронсона, тотчас привлек внимание знатоков живописи, получил возможность устроить свою персональную выставку, приобрел мировую известность. В Париже Гудиашвили продолжал совершенствовать свой метод. В основном писал картины из грузинской жизни.
В 1926 году художник вернулся на Родину и сразу же был приглашен в качестве профессора Тбилисской академии художеств, где стал преподавать монументально-декоративную живопись и руководить композиционным классом. Но ни за какими делами не забывал жи-
вописи, постоянно писал, выбирая темы, то созвучные современности, то навеянные восточной легендой, народными преданиями.
Гудиашвили — художник глубоко гуманный. Он бесконечно верил во все светлое и чистое, в красоту человеческой души. Картины его очень декоративны и интересны по краскам, чуть фантастичны. Многочисленные изящные гордые лани на полотнах — символ воспеваемой художником чистоты и красоты.
Английский писатель Джеймс Олдридж, посмотрев картины Гудиашвили, написал: «Чрезвычайно волнуют замечательные образцы графического искусства. В живописи обозрение каждого полотна вызывает такое же волнение, какое испытываешь при входе в храм. Каждый из зрителей сумеет понять изобразительные средства Ладо Гудиашвили и вникнуть в глубину его искусства».
В годы Отечественной войны художник создал целую серию графических рисунков с изображением получеловека-полуобезьяны — существа, олицетворяющего мировое Зло, Насилие, Тиранию, Фашизм. Это страшное существо сеет смерть («Прицел обезьяны»), истязает («Насильник»), оскверняет красоту («Могильщик красоты»). В его графических полотнах отдельной жизнью живут огромные головы (как в «Руслане и Людмиле»), фантастические существа (как у Салтыкова-Щедрина, у Булгакова, как у испанского художника Гойи).
Ладо Гудиашвили создал множество произведений. Он писал портреты представителей грузинской культуры, перекладывал на язык красок народные сказания и песни, иллюстрировал литературные произведения, в том числе знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», создал цикл картин, посвященных любимому Пиросмани, оформил ряд спектаклей и кинофильмов. В 1972 году Гудиашвили было присвоено звание народного художника СССР, а в 1976 году — звание Героя Социалистического Труда.
Прекрасный мастер живописи и рисунка, Ладо Гудиашвили заполнил свою самобытную страницу в истории мирового искусства.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается