April 10, 2013
Народ Армении, начиная восторженный разговор о красотах своего благодатного края, неизменно переходит к трудной, древней его истории, к народному эпосу, к величию воспетых в нем героев. Мартирос Сергеевич Сарьян (1880-1972) в своих работах в полную силу своего искреннего, яркого таланта выражает глубину народных представлений о своей родине. Это подлинно народный художник Армении, гордость национального армянского искусства.
Детство и юность художника прошли на маленьком хуторе близ Нахичевани. Одаренный мальчик внимательно наблюдает труд крестьян, их быт, всматривается в жизнь природы. Эти впечатления дали богатый материал, крепкую реалистическую основу будущему художнику. В 1897-1903 годах Сарьян учится в Московском училище живописи. Его учителями были такие мастера русского искусства, как В. Серов, А. Архипов, И. Левитан.
Учение в Москве крепко сроднило Сарьяна со всей русской художественной культурой. В начале 1900-х годов большое место в его творчестве занимают сказочные сюжеты. Позже увлечение Ближним Востоком привело его к поездке в Турцию, Египет, Персию, где он изучал жизнь бедных кварталов.
В картине «Константинополь. Улица. Полдень» (1910), предельно лаконичной по цвету и рисунку, передан характер старого города. Скользя по карнизам домов, южное солнце заливает узкую полосу пустынной улицы, над которой сияет гладкая синева неба.
Такая же немногословность и выразительность наблюдается в картине «Финиковая пальма. Египет» (1911). Театрально-декоративное ее решение дало возможность остро и эффектно передать характерные черты этого знойного края.
Сарьян был с юности пленен величием природы Армении, ее людьми и самобытным укладом, певучим ритмом жизни. Художник изучает многовековые художественные традиции Армении, творчество его год от году все более сливалось с родным краем. Эти поиски в полной мере увенчались успехом после революции, когда новая жизнь Армении заняла центральное место в его творчестве. Он пишет пейзажи непосредственно с натуры, отчего созданные им образы обретают жизненную убедительность, живописное многообразие, глубокую содержательность. «Необходимо глубоко и неподдельно ощущать землю и труд…— говорил художник. — Если нет тесной связи между отображаемым миром и внутренним миром художника, искусства здесь никогда не получится. Отношение к отображаемому миру лежит в основе искусства. Ты должен увидеть себя в этом мире. Вернее, ты должен вжиться в этот мир и в то же время поселить его в себе».
Как создавал Сарьян свои полотна? Он работал у себя в Ереване неустанно. С этюдником, мольбертом и большим зонтом можно было видеть его под палящими лучами солнца — то на пути к горной вершине, то в долине, то у озера Севан. Высота, с которой обозревал художник величие многокрасочной природы, диктовала ему обобщенность форм и колорита, панорамное композиционное решение картин. Природа, воспринятая поэтом-художником, получала новую жизнь в его творчестве: «Горы. Армения» (1923), «Лалвар», «Колхоз села Кариндж» (1952), «Октябрьский пейзаж» (1953) и др.
Натюрморты, созданные художником, отличаются яркостью колорита, обилием изображенных в них цветов и плодов. Они воспринимаются частью всей природы Армении, в них, как в капле, отражаются богатые ее дары: «Осенние цветы» (1939), «Цветы Севана» (1942), «Армянам — бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы» (1945).
Достижения в области живописи использовал Сарьян в работе над театральными декорациями. Особенно интересно его оформление оперы «Алмаст».
Значительное место в творчестве Сарьяна занимают портреты. Число их очень велико. Портрет академика И. Орбели, поэтов А. Исаакяна и композитора А. Хачатуряна, пианиста К. Игумнова, артиста Р. Симонова, писателя И. Эренбурга и многие, многие другие. В них, помимо характерных черт, тонко и остро подмеченных художником, раскрывается внутренний мир человека, озаренного творческой мыслью.
Свежий, сочный колорит этих портретов, построенный на контрастных цветах, придает раскрытым в них образам полнокровную, живую красоту.
Имя Сарьяна широко известно в России и за рубежом. В 1960 году ему присвоили звание народного художника СССР. За цикл пейзажей под названием «Моя Родина» он был удостоен Ленинской премии.
Телеграм-канал «Классика»
https://govoritel.ru/gromkogovoriteli-pojasnye усилитель голоса поясной.
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается