April 10, 2013
Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964) родился в Можайске, в семье ремесленника. Родной город и его окрестности всю жизнь служили ему источником вдохновения. Художник проводил там почти каждое лето. Можайские пейзажи — это и прекрасные самостоятельные картины, и акварели, и фон для целого ряда книжных иллюстраций, исторических и современных жанровых полотен. Образы большинства его картин и портретов — это можайские крестьяне. Можайск всегда питал творчество художника.
А еще художник любил весну. Часто писал ее. Писал, как и все пейзажи, без той щемящей ноты, что была свойственна Левитану, но с не меньшей поэтичностью и ощущением красоты.
Герасимов учился у Сергея Иванова и Константина Коровина, которые преподавали в Строгановском и в Училище живописи (где Герасимов провел 1900-1911 годы). Иванов развил у Герасимова демократическую направленность творчества. Коровин передал ученику свою жизнерадостность, удивительное умение работать красками, взрастил в нем дар колориста. Несомненно, большое влияние имел на художника Серов.
С 1905 по 1916 год Герасимов занимался акварелью. Это в основном жанровые сценки, написанные тепло, интересно, с любовью. Перед нами уже самобытный художник.
Первая империалистическая война прерывает его работу. С 1914 по 1917 год Сергей Герасимов — рядовой солдат. Революция для художника явилась необычайно волнующим, радостным событием. Герасимов всегда в первую очередь был гражданином. Он возвращается в литографскую мастерскую бывшей типографии Сытина, где начал преподавать за два года до войны, преобразовывает ее вместе с другими художниками в Государственное училище при Первой Образцовой типографии. Становится заведующим этим училищем и до 1923 года там преподает. В 1920 году он начинает преподавать и во ВХУТЕМАСе.
В 1925 году Сергей Васильевич едет за границу — в Италию и Грецию. Особенно интересуют и увлекают его произведения Тициана и Микеланджело. Во второй половине 20-х-начале 30-х годов Герасимов создает целую серию портретов крестьян. Это портреты-типы, отражающие дух времени: «Фронтовик» (1926), «Колхозный сторож» (1933) и другие. Они писаны строгими, скупыми красками.
В тридцатые годы, когда страна бурно начала создавать свою индустрию, Герасимов не смог спокойно сидеть в Москве. Его тянуло на эти бесконечные стройки, ему хотелось быть вместе с теми, кто возводил новые заводы, плотины, города. И Сергей Васильевич уезжает путешествовать по Союзу. Он работает на нефтепромыслах в Баку, в Архангельском порту, на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Художник жадно впитывал все новое, делал бесчисленное количество эскизов, писал портреты рабочих, индустриальные пейзажи…
Лучшей из своих больших картин сам Герасимов всегда считал «Клятву сибирских партизан» (1933). Она исполнена внутренней силы и движения, монументальность сочетается в ней с выразительной тонкостью каждой детали.
Герасимов очень любил искусство иллюстрации. С 1933 года он начал делать цикл акварелей к произведениям Некрасова. Он иллюстрировал «Дело Артамоновых» Горького, «Грозу» Островского и многое другое.
В годы войны была создана одна из лучших его картин, «Мать партизана» (1943), которая воспевала великий патриотический дух советского народа.
У Герасимова был точный, зоркий взгляд и поэтическая душа художника. В картинах его всегда строго отобраны необходимые художественные средства, нет никаких лишних деталей. В этом сила его произведений.
Будучи уже в больнице, зная, что идут его последние дни, Герасимов продолжал писать чудесные акварельные пейзажи и работал над эскизами к новой картине. Его кисть не ослабела, не утратила своего тончайшего колористического мастерства. И его мужественный дух тоже не сдавался болезни до самого последнего скорбного дня — 20 апреля 1964 года.
Телеграм-канал «Классика»
Мегафон поясной РУПОР-МЕГАФОН.РУ.
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается