April 10, 2013

Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964) родился в Можайске, в семье ремесленника. Родной город и его окрестности всю жизнь служили ему источником вдохновения. Художник проводил там почти каждое лето. Можайские пейзажи — это и прекрасные самостоятельные картины, и акварели, и фон для целого ряда книжных иллюстраций, исторических и современных жанровых полотен. Образы большинства его картин и портретов — это можайские крестьяне. Можайск всегда питал творчество художника.

А еще художник любил весну. Часто писал ее. Писал, как и все пейзажи, без той щемящей ноты, что была свойственна Левитану, но с не меньшей поэтичностью и ощущением красоты.

Герасимов учился у Сергея Иванова и Константина Коровина, которые преподавали в Строгановском и в Училище живописи (где Герасимов провел 1900-1911 годы). Иванов развил у Герасимова демократическую направленность творчества. Коровин передал ученику свою жизнерадостность, удивительное умение работать красками, взрастил в нем дар колориста. Несомненно, большое влияние имел на художника Серов.

Лед прошел

Лед прошел

С 1905 по 1916 год Герасимов занимался акварелью. Это в основном жанровые сценки, написанные тепло, интересно, с любовью. Перед нами уже самобытный художник.

Первая империалистическая война прерывает его работу. С 1914 по 1917 год Сергей Герасимов — рядовой солдат. Революция для художника явилась необычайно волнующим, радостным событием. Герасимов всегда в первую очередь был гражданином. Он возвращается в литографскую мастерскую бывшей типографии Сытина, где начал преподавать за два года до войны, преобразовывает ее вместе с другими художниками в Государственное училище при Первой Образцовой типографии. Становится заведующим этим училищем и до 1923 года там преподает. В 1920 году он начинает преподавать и во ВХУТЕМАСе.

Сирень в цвету

Сирень в цвету

В 1925 году Сергей Васильевич едет за границу — в Италию и Грецию. Особенно интересуют и увлекают его произведения Тициана и Микеланджело. Во второй половине 20-х-начале 30-х годов Герасимов создает целую серию портретов крестьян. Это портреты-типы, отражающие дух времени: «Фронтовик» (1926), «Колхозный сторож» (1933) и другие. Они писаны строгими, скупыми красками.

В тридцатые годы, когда страна бурно начала создавать свою индустрию, Герасимов не смог спокойно сидеть в Москве. Его тянуло на эти бесконечные стройки, ему хотелось быть вместе с теми, кто возводил новые заводы, плотины, города. И Сергей Васильевич уезжает путешествовать по Союзу. Он работает на нефтепромыслах в Баку, в Архангельском порту, на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Художник жадно впитывал все новое, делал бесчисленное количество эскизов, писал портреты рабочих, индустриальные пейзажи…

Лучшей из своих больших картин сам Герасимов всегда считал «Клятву сибирских партизан» (1933). Она исполнена внутренней силы и движения, монументальность сочетается в ней с выразительной тонкостью каждой детали.

Клятву сибирских партизан

Клятву сибирских партизан

Герасимов очень любил искусство иллюстрации. С 1933 года он начал делать цикл акварелей к произведениям Некрасова. Он иллюстрировал «Дело Артамоновых» Горького, «Грозу» Островского и многое другое.

В годы войны была создана одна из лучших его картин, «Мать партизана» (1943), которая воспевала великий патриотический дух советского народа.

У Герасимова был точный, зоркий взгляд и поэтическая душа художника. В картинах его всегда строго отобраны необходимые художественные средства, нет никаких лишних деталей. В этом сила его произведений.

Мать партизана

Мать партизана

Будучи уже в больнице, зная, что идут его последние дни, Герасимов продолжал писать чудесные акварельные пейзажи и работал над эскизами к новой картине. Его кисть не ослабела, не утратила своего тончайшего колористического мастерства. И его мужественный дух тоже не сдавался болезни до самого последнего скорбного дня — 20 апреля 1964 года.

Телеграм-канал «Классика»


Мегафон поясной РУПОР-МЕГАФОН.РУ.


Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается