April 10, 2013

Душистая сирень, румяные яблоки, первый снег — порой мы даже не замечаем этого. А вот Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) все видел, все замечал. Он не умел быть равнодушным к волшебным дарам природы. В семьдесят лет он радовался так же, как в юности. Всю жизнь был художником счастья, воспевал щедрость и красоту земли. Краски его звучны и ярки, формы так осязаемы, что иногда хочется дотронуться до этих ягод, глухарей, цветов (часто выдвинутых на самый передний план), проверить, не сыграл ли художник с нами шутку, не настоящие ли они. В его картинах было удивительное искусство реальности (не натурализма!), в них все жило, цвело, радовалось. А ведь тревог и творческих неудач у Кончаловского было, конечно, не меньше, чем у других.

Петр Петрович родился в 1876 году в Славянске. Раннее детство провел в имении родителей в Харьковской губернии. Но потом отец, видный литератор, был арестован за участие в революционном движении, сослан в Холмогоры, а имение конфисковано. Семья переехала в Харьков, где Петр еще восьмилетним мальчиком посещал Школу живописи Раевской. В 1889 году все переселились в Москву. Отец предпринимает издание произведений Лермонтова, а позднее Пушкина с иллюстрациями лучших русских художников. В доме часто бывает Врубель, иллюстрировавший Лермонтова, Суриков, Серов, Коровин. Нечего и говорить, что гимназист Кончаловский не отходит от этих гостей.

В то время мальчик уже посещал вечерний класс Строгановского училища. В 1896 году, поддавшись уговорам отца, юный Кончаловский поступает на естественный факультет Московского университета. Но вскоре ему удается с помощью Коровина уговорить отца, и тот разрешает ему поездку в Париж для занятий живописью. С 1896 по 1898 год Кончаловский занимается в Париже в академии Жулиана. Вернувшись в Россию, он сразу же поступает в Академию художеств и в 1907 году получает звание художника.

Глухари

Глухари

Годы занятий для Кончаловского были временем приобретения мастерства, временем выбора своего метода, вечных поисков, недовольства собой и системой преподавания. Его хвалили, награждали. Но сам художник смывал свои картины с холста, много ездил по стране и бывал за границей в надежде найти что-то основное, чего не хватало его творчеству.

Встреча с произведениями Ван-Гога на Парижской выставке 1907 года явилась для Кончаловского откровением. Ван-Гог разрушал те академические условности, что преподносились как необходимые, единственно правильные. Все было у него иначе, по-своему. Цвет, свет, форма, которую он ломал как считал нужным, пренебрежение к светотени. Поражала ритмика его работ, радостное ощущение настоящей жизни, целостность произведений. « Произведения Ван-Гога раскрыли мне глаза на свою живопись,— говорил Кончаловский.— Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее… а настойчиво искать в ней характерное…»

Кончаловский не стал подражать знаменитому французскому живописцу, но воспринял основные принципы его метода.

Клубника

Клубника

Композиция картин Кончаловского иногда кажется донельзя простой. Но за этой простотой годы работы, когда художник учился выбирать основную композиционную нить, отбрасывая все случайное. Этот путь создания картин Кончаловский выработал в молодости и не отступал от него в течение всей жизни. Поиски своего «я» были у художника интересны и сложны. В 1910 году он и близкие ему в то время художники Машков, Лентулов, Фальк, увлекаясь кубизмом, объединились в общество «Бубновый валет». Кубизм помогал художникам свободно овладевать натурой, ее формой, цветом, постичь открывавшую большие возможности технику Сезанна. Некоторых кубизм уводил к абстракционизму, но Кончаловского всегда привлекала сугубо земная живопись, и кубизм для него был лишь своего рода творческой лабораторией. В 1916 году он пишет прекрасный натюрморт «Агава» — пример того, насколько чужд был художнику абстрактный, оторванный от живой натуры эксперимент.

Натюрморт был одним из любимых жанров в творчестве Кончаловского. В этом жанре искусство его достигло едва ли не высшего мастерства. «Глухари» (1939), «Подсвечник и груши» (1946), «Клубника» (1955), его превосходные «Сирени», «Яблоки», «Битая дичь» — все сочно, живо, осязаемо, как в природе.

Сирень

Сирень

Кончаловский всегда был человеком своего времени, творчество его тесно связано с современностью. После революции, в обстановке огромных преобразований, происходивших в стране, его искусство становится еще звучнее, оптимистичнее, темпераментнее.

В конце 20-х годов художник подолгу живет и работает в Новгороде. Великий Новгород с его старинной архитектурой и современными людьми, истыми славянами, сыграл в творчестве Кончаловского большую роль. В это время особенно хорошо почувствовалось национальное начало его искусства, тяготение к Сурикову, которого художник считал своим духовным отцом, к его монументальности, к жанровым картинам с большим содержанием.

Портрет В. Э. Мейерхольда

Портрет В. Э. Мейерхольда

Кончаловский много работал в жанре портрета. Любил писать свою семью — жену, детей, внуков. Его волнует человек в момент творческого вдохновения (портреты Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, арфистки Дуловой). Одной из самых удивительных его работ является портрет советского режиссера, первого постановщика пьес Маяковского, новатора советского театра В. Э. Мейерхольда (1938 г.). Портрет этот поражает новизной замысла. В нем сочетается яркая декоративность и глубоко духовное, психологическое начало. На тахте лежит человек. Казалось бы, отдыхает. К этому располагают и нарядный ковер, и мирный пес. Но его творческая мысль не прекращается ни на минуту, она так же напряжена и беспокойна, как узор ковра, служащего фоном.

В каком бы жанре ни трудился Петр Петрович, всегда восхищает мужественная сила его кисти и жизнеутверждающая философия, заложенная даже в самых обыденных, простых сюжетах. Краски Кончаловского не стареют. Иногда кажется, что они даже не успели просохнуть, такая в них сочность и жизненность.

Сорренто. Сад

Сорренто. Сад

Детский городок
Дети предпочитают отдыхать активно, в движении. Поэтому очень важно, чтобы детские площадки были оборудованы горками, песочницами и детскими тренажёрами, каруселями. Все дети обожают прыгать на батуте. Какие есть батуты подробнее смотрите по ссылке. Некоторые из них поместятся даже в детской комнате.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается