April 10, 2013
Известно, что замечательная картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» была сильно повреждена психически больным человеком. Спасением этого шедевра, как и многих других картин, мы обязаны главным образом Игорю Эммануиловичу Грабарю (1871-1960), который с 1913 по 1925 год возглавлял Третьяковскую галерею.
Сейчас не найдется человека, который не знал бы имени великого русского иконописца Андрея Рублева. Тем, что его творения зажили второй жизнью и стали всемирно известными, мы также обязаны И. Э. Грабарю, который с 1918 по 1931 год руководил Центральными реставрационными мастерскими.
Первая в России научная пятитомная история русского искусства была задумана и создана искусствоведом Грабарем. Этот колоссальный труд был выполнен Игорем Эммануиловичем и коллективом привлеченных им авторов за четыре года (1909—1913).
Грабарь написал ценнейшие монографии о Серове и Репине. Он был первым председателем советской Комиссии по охране памятников старины. Из своих многочисленных экспедиций он привез массу интереснейших неизвестных икон и реставрировал их. Фактически он вновь открыл народу искусство Древней Руси.
Он был директором Московского художественного института (1937-1942), директором Всероссийской Академии художеств (1942-1947), директором Института истории искусств Академии наук СССР (с 1941 года до самой смерти). С 1943 года он — действительный член Академии наук СССР.
И помимо всей этой громадной, разнообразной деятельности, Грабарь — пленительный художник, создавший великолепные полотна.
Игорь Эммануилович родился в 1871 году в Будапеште, в семье учителя. Родители его вскоре переезжают в Россию, в небольшой городок Егорьевск Рязанской губернии. Маленький Игорь любил все свободные от занятий дни проводить с карандашом и акварелью. Тяга к рисованию укрепилась в мальчике в годы обучения в Катковском лицее в Москве. Грабарь не пропускал ни одной выставки, проводя целые дни в Третьяковской галерее. Он стал заниматься в воскресных классах рисования при Обществе любителей художеств. В доме своего друга, Д. А. Щербиновского (впоследствии тоже художника), Грабарь познакомился с Архиповым, Поленовым и другими известными живописцами. Юноша твердо решает посвятить жизнь искусству. Но он убежден, что настоящий художник должен быть широко образованным человеком, и потому в 1889 году едет в Петербург, становится студентом юридического факультета университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете. Немного позже Игорь начинает посещать вечерние занятия у талантливейшего художника-педагога Чистякова. В 1893 году университет окончен. Игорь Эммануилович активно сотрудничает в журналах. А в 1894 году он поступает в Петербургскую академию художеств и через год попадает в мастерскую Репина. Затем около пяти лет занимается в Мюнхене, в художественной школе Антона Ашбэ.
Свои убеждения и взгляды на искусство художник, вернувшись из-за границы, отстаивает в статьях, помещаемых в журналах. Он считает, что искусство любого народа слагается на национальной основе и в то же время неизбежно подвергается влиянию культур других народов. Свои живописные полотна он создает как раз на основе этого принципа. Тонко чувствуя обаяние родной природы, бесконечно любя Россию, художник прекрасно использует цветовые и свето-воздушные достижения импрессионистов.
В 1901 году Третьяковская галерея приобретает его пейзаж «Луч солнца». В том же году Грабарь, вернувшись из-за границы, стосковавшись по России, создает одну за другой настоящие живописные поэмы: «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Грачиные гнезда». Мажорность, звучность, яркость красок — все это как-то по-новому открывало зрителям хорошо знакомые родные места, наполняло душу радостным волнением. Пейзажи Грабаря способствовали дальнейшему развитию всего русского пейзажного жанра.
Грабарь был талантливым мастером натюрморта. В нем он никогда не решал отвлеченных живописных задач. Интересными красочными сочетаниями художник старался передать живую красоту окружающего мира.
После 1917 года художник особенно увлекся портретом. Интерес к работе над портретами укрепился в голландском городке Гаарлеме, где Грабарь увидел в подлинниках портреты, созданные великим живописцем XIII века Францем Гальсом. Грабарь создал портреты К. Чуковского, С. Чаплыгина, портрет сына и другие.
За что бы ни брался Игорь Эммануилович, он делал это с таким энтузиазмом, с такой страстной влюбленностью, что все поражались его энергии. Жизненный путь Грабаря оборвался в 1960 году, когда ему шел восемьдесят девятый год. Но жизнь этого замечательного художника, ученого, писателя, искусствоведа велика в первую очередь не годами, а тем огромным количеством дел, совершить которые, казалось бы, не под силу одному человеку.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается