April 10, 2013

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. В 33 года художник почувствовал первые признаки тяжелого заболевания, которое диагностировали как опухоль спинного мозга. Молодой мужчина, обреченный на неподвижность и медленную смерть, превозмогая жуткие боли, писал яркие художественные произведения: веселые праздненства, пышущих здоровьем женщин, ярко одетых людей. Осознавая, что смерть уже рядом, Кустодиев по-прежнему творил в присущей ему праздничной манере, краски его оставались яркими, насыщенными, сочными. В самом конце своей недолгой жизни Борис Михайлович решил написать серию картин, напоминающих народный лубок в новой для него технике. Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Названия этих работ совершенно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное.

Праздник в деревне

Праздник в деревне

В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни? Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным? Нет, конечно. Чтобы ответить на это, надо вернуться на много лет назад в Астрахань, где в 1878 году в семье учителя семинарии родился Борис Кустодиев. Провинциальные будни тянулись тихо, однообразно, но наступали праздники, и мирный патриархальный уклад жизни нарушался. Женщины доставали из сундуков ярко вышитые сарафаны, открывались богатые ярмарки, возводились красочные балаганы, продавались пестрые глиняные игрушки, лубки, лапти, поделки из дерева — глядеть было не наглядеться. Вся изначальная самобытность народной жизни, вся ее красота сохранилась лишь в праздничном обиходе. Кустодиев, очарованный красотой всего русского, национального, с жадностью вбирал виденное.

В 1887 году произошла первая встреча с искусством: в Астрахани открылась Передвижная выставка. Потом были уроки у местного художника Власова, а с 1896 года — Петербург, Академия художеств, мастерская Репина. В 1903 году за дипломную работу «Базар в деревне» Кустодиев получает звание художника и командировку во Францию и Испанию сроком на два года. Художник не пробыл там так долго. Познакомившись с классикой, он спустя полгода вернулся в Россию. Работ почти не привез. Париж был чужд ему.

Масленица (1920)

Масленица (1920)

Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями, игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Односторонность такого подхода к народному быту искуплялась глубиной проникновения в избранную тематику и мастерским исполнением. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Конечно, ограничить этими вещами список работ художника — значит не знать его по-настоящему.

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Интерес к портрету привил ему Репин, оказавший большое влияние на молодого Кустодиева. Еще будучи студентом, в 1901 году пишет он портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Купчиха за чаем

Купчиха за чаем

Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Кустодиева интересует определение человека через быт, а не только его внутренняя характеристика. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих. Борис Михайлович работал над портретами, применяя разную технику: масло, темперу, цветные карандаши, пастель.

Кустодиеву, знатоку провинциального быта, режиссер Комиссаржевский предлагает в 1911 году оформить спектакль «Горячее сердце» Островского. С этого времени Кустодиев увлеченно работает как театральный декоратор.

Утро

Утро

А еще он прекрасный график. Книжную иллюстрацию полюбил с 1905 года, когда оформлял гоголевские «Шинель», «Коляску», произведения других классиков.

В последние годы жизни особенно охотно создавал Кустодиев плакаты и советские лубки. Плакаты и лубки были последовательным развитием одной из основных тем его творчества — темы революции. Художник всегда шел в ногу со временем, всегда был верен передовым идеям века. В 1905-1907 годах Кустодиев сотрудничает в прогрессивной демократической печати. Делает рисунки на темы революции 1905 года, создает гневную сатиру на представителей самодержавия.

Большевик

Большевик

В 1917 году Кустодиев одним из первых отдает свой талант на службу народу. Появляются картины «Февраль 1917 г.», «Праздник на площади Урицкого», «Большевик», монументальные панно, изображающие людей труда.

Телеграм-канал «Классика»


Спецодежда в Санкт-Петербурге интернет-магазин купить спецодежду ООО Профессионал.


Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается