April 9, 2013
Среди сказочных великанов — сосен, елей и пихт, среди извилистых, чуть таинственных рек, долин и оврагов расположилось село Рябово Вятской губернии. Здесь в семье сельского священника родились два русских художника — сказочник В.М. Васнецов и пейзажист, страстный любитель исторической живописи А.М. Васнецов. Наверное, нет ничего удивительного, что в живописи обоих так сильна любовь к русской старине, к ее легендам, былинам, обрядам, сказкам. Ведь всем этим, казалось, был напоен их родной край. Каждый крестьянин знал там не одно сказание. Одевались в старинные традиционные одежды. Словом, русское, национальное питало художников с самых малых лет.
Аполлинарий Васнецов родился в 1856 году и был на восемь лет моложе брата. Конечно Виктор был первым его наставником. В 1872 году Аполлинарий кончает духовное училище и уезжает по настоянию брата в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Мечта не сбылась, но время пребывания в столице (с 1872 по 1875 год) даром не пропало. Юноша знакомится с художниками, посещает репинские «четверги», много рисует под руководством брата, занимается естествознанием, историей.
В 1875 году, увлекшись идеями народничества, Аполлинарий Михайлович сдает экзамен на сельского учителя и едет в село Быстрица Орловской губернии. «Я считаю себя должником того, кто в осенний дождь и ветер, пронизывающий до костей, в холод, когда застывает кровь в жилах… везет хлеб, добытый потом и кровью, другим»,— писал Аполлинарий Васнецов своему брату. Это увлечение не было чем-то внезапным. Еще в Вятке юноша стал членом кружка самообразования, возглавляемого Степаном Халтуриным.
Больше года проработал Васнецов на селе. Но с горечью убедился, что идеи народничества не оправдывают ожиданий. В 1878 году он уезжает в Москву, сотрудничает в журналах «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». С 1882 года он много работает вместе с братом в Абрамцеве, имении Мамонтова. Значительное влияние на Аполлинария Михайловича оказал в ту пору Поленов. Пейзажи молодого художника становятся совершеннее, красочнее. Любовь к отдельным деталям уже не нарушает единства вещей в целом. Краски тоже становятся звучнее, интереснее.
В 1883 году картина художника «Серенький день» экспонируется на Передвижной выставке, и Васнецова принимают в члены Товарищества. Третьяков покупает его картину. В 1886 году внимание любителей живописи привлекает новый чудесный пейзаж «Родина», в 1891 году — «Тайга», в 1895 — «Кама», в 1902 году — «Озеро» и другие полотна. Это все эпические вещи, полные большого содержания, написанные в лучших традициях реалистической живописи. Пейзажи Аполлинария Васнецова сыграли большую роль в дальнейшем развитии всего русского пейзажного жанра.
Пожалуй, еще больше известен художник в области исторической живописи. Он воссоздал для нас облик старой Москвы. Его художественная фантазия опиралась на твердое знание истории и археологии, старинных планов и гравюр города. Много десятков исторических картин было создано художником для различных музеев.
С 1901 по 1919 год Аполлинарий Михайлович преподавал в Московском училище живописи, возглавив после смерти Левитана пейзажную мастерскую. Васнецов написал много теоретических работ по искусству и истории. После революции он создал серию прекрасных акварелей «Моя Родина». Перед зрителями предстает его родное Рябово, окрестности села. И у каждого русского человека, пусть он никогда не бывал в этих местах, невольно возникает ощущение чего-то дорогого, близкого, ощущение родины. Серия состоит из восьми акварелей. Художник пользуется здесь одним из своих излюбленных способов письма — соединяет акварель с углем. Это делает произведения как бы графическими. Художник был членом Археологического общества, а с 1918 года — председателем Комиссии по изучению старой Москвы. В последние годы жизни его часто можно было видеть в московских парках, где были написаны прекрасные, жизнерадостные этюды.
Умер Аполлинарий Михайлович в январе 1933 года, честно и с любовью прослужив обществу всю свою сознательную жизнь.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается