April 9, 2013
Сложилось мнение, что пейзаж – самый легкий жанр живописи, а художник-пейзажист пребывает в самом выгодном положении. Но на самом деле настоящий пейзаж никогда не бывает случайным этюдом с натуры. Он непременно отражает мировоззрение художника, будит мысли, влияет на настроение и технически не менее сложен, чем любая другая картина. Таковы пейзажи замечательного мастера Аркадия Александровича Рылова (1870-1939).
Он не принадлежал к числу тех счастливцев-художников, кто с детства вращался в художественных кругах и воспитывался на шедеврах мировой живописи.
Родился он далеко от столичных центров и музеев, в селе Истобинском Вятской губернии. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста»,— писал Рылов о родной Вятке.
Учитель рисования реального училища Н. А. Храмцов да увлеченный живописью телеграфист А. Н. Юдин — вот первые художественные наставники Аркадия Александровича. А мечта стать художником-пейзажистом уже овладела юношей. Скромный, застенчивый, но исключительно целеустремленный, восемнадцатилетний Рылов едет учиться в Петербург. По пути останавливается в Москве, чтобы побывать в Третьяковской галерее, впервые увидеть воочию «настоящие картины». Репин, Суриков, Куинджи и Левитан потрясли его воображение, навсегда остались любимыми художниками.
В Петербурге — училище Штиглица, потом школа Общества поощрения художеств, где было свободное «живописное направление», конечно, Эрмитаж, а с 1893 года, после перерыва из-за воинской повинности,— Академия художеств, мастерская Куинджи.
Учителя своего Рылов преданно любил всю жизнь. В 1898 году ездил с Куинджи и другими студентами во Францию. Но, как и его учитель, навсегда остался чужд современным художественным направлениям Запада. В пейзаже Рылов развивал идеи и направление Куинджи. Молодого художника не увлекали ни детально выписанное изображение каждой травинки, как у Шишкина, ни тихая грусть Левитана, хотя обоих художников он высоко ценил и любил. Аркадию Александровичу были гораздо ближе обобщающие, монументальные образы природы, полные света, простора, движения, захватывающей жизнеутверждающей силы. Рылов смело сочетает интенсивные, несмешанные краски, часто берет неожиданный угол зрения. Таковы почти все работы его зрелого периода, начиная, пожалуй, с 1904 года, когда был написан «Зеленый шум». Признание же Рылову принесли еще раньше картины русского Севера. П. М. Третьяков купил для галереи «Догорающий костер», экспонировавшийся на весенней выставке 1898 года.
В годы революции художник испытывает настоящее творческое вдохновение. Символика «Зеленого шума», его приподнятость получают дальнейшее развитие в картинах 1917-1918 годов. Особенно ясно звучат они в одном из лучших произведений Рылова, «В голубом просторе»,— произведении, имеющем эпический, богатырский размах.
Еще в 90-х годах Рылов вводит в свой пейзаж человека. Это главным образом рыбаки и охотники, смельчаки, борющиеся со стихийным бедствием, с непогодой.
Известен Рылов и как график. Он был педагогом, профессором, преподавал с 1902 по 1929 год в разных художественных учебных заведениях. Еще в 1915 году Рылова избрали в академики. В 1935 году ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. А четыре года спустя, в 1939 году, Аркадия Александровича не стало…
Каждый, кто захочет полюбоваться ясным, солнечным днем, чистым воздухом, синью неба, пусть придет в Русский музей или Третьяковскую галерею, в музеи Горького, Кирова, Таллинна, придет на свидание с картинами художника Рылова.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается