April 9, 2013

Фамилия Рерих в переводе с древнескандинавского означает «Богатый славой». Поистине говорящая фамилия! Николай Константинович Рерих (1874-1947) прославился во всем мире как художник, как ученый, как путешественник, философ, писатель, общественный деятель. Жизнь его удивительна. О нем рассказывали самые невероятные легенды. Трижды сообщали в печати о его гибели, а потом оказывалось, что он жив, говорили, что ему открыты многие тайны мира, что он в дружбе с самим таинственным Духом гор.

Он жил в двадцать одной стране мира и всегда оставлял о себе добрую память. Дольше всего он был, конечно, на родине, в России — сорок два года. Около двадцати лет провел в Индии. Пять лет в путешествиях по Центральной Азии, в самых труднодоступных ее районах. Прошел там тридцать пять высочайших горных перевалов, пересек пустыни Монголии и Китая, собрал колоссальный научный материал (этнографический, лингвистический, биологический), изучил философские и этические учения, народные легенды и предания. И рисовал, рисовал… Особенно полюбившиеся Гималаи.

В России скандинавы Рерихи появились в начале XVIII века. Ко времени рождения Николая Константиновича – 27 сентября 1874 года – семья, конечно, совсем обрусела.

Гонец

Гонец

В 1893 году по требованию отца Н. Рерих поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, повинуясь своему желанию, одновременно сдал экзамен в Академию художеств. Окончив там общий натурный класс, он начал заниматься у А. И. Куинджи. Рерих посещает также почти все лекции на историко-филологическом факультете, увлекается археологией.

В 1897 году за картину «Гонец» он был удостоен звания художника. Третьяков тотчас купил картину, и имя Рериха получило известность и признание. Почти все творчество Рериха первой половины его жизни посвящено Древней Руси: «Идолы» (1901), «Город строят» (1902), «Бой» (1906) и другие. Рерих ввел в исторический жанр поэтический вымысел, определенный душевный настрой. Он стремился передать исторически правдивую картину какой-то эпохи, в то же время обогащая ее фантазией художника.

Идолы

Идолы

В 1904 году художник публикует ряд статей в защиту памятников древнерусского искусства и показывает серию этюдов («Ростов Великий» и др.), привезенных из длительной поездки по старым русским городам.

Своими картинами Рерих словно противопоставляет ограниченности существующего мира поэзию старины. Всю жизнь проведет он в поисках красоты. Красоты природы и духовной красоты людей. Природу Рерих любил самозабвенно. Одухотворял ее, восхищался ею, делал действующим лицом изображаемых событий. Воспринимал природу философски, писал ее монументально.

Рерих обладал обостренным чувством света, его вещи очень декоративны. Наверно, потому ему была близка работа художника-декоратора. В 1908 году Рерих делает эскизы к опере Бородина «Князь Игорь», в 1912 году создает необычайно лирические декорации к драме Ибсена «Пер Гюнт». В 1913 году, предчувствуя ужасы, которые принесет война, Рерих пишет символическую картину «Крик змия», в 1914-м — «Град обреченный», «Зарево» и другие. Часто он вводит в свои работы излюбленный символистами напряженный красный цвет. Иногда стилизует вещи под древнерусскую икону.

Крик змия

Крик змия

Рерих, как и все, ожидает больших социальных перемен, но путь к будущему видит в нравственном самоусовершенствовании и еще в воспитательной силе искусства. В 1923 году осуществляется многолетняя мечта Рериха — путешествие в Центральную Азию и Индию. С этого времени начинается новый этап его жизни и творчества.

Перед отъездом в Индию Рерих основал в Нью-Йорке, куда ездил со своей выставкой, Институт объединенных искусств и музей. В Индии, в долине Кулу, где он поселился с семьей, создал Гималайский институт научных исследований. В 1930 году Рерих выступил с Пактом о защите мировых ценностей в годы войн. Пакт привлекает всеобщее внимание. В 1935 году в тридцати странах было создано более восьмидесяти отделов Общества имени Рериха. В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха была подписана международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Град обреченный

Град обреченный

Занимаясь общественной деятельностью, Рерих в то же время увлеченно, неутомимо пишет картины. Более семи тысяч произведений создал он за свою жизнь. Перечислить даже основные, конечно, нет возможности. В своей работе он предпочитал свободную обобщенную линию рисунка, четкий контур. Его краски звучны, сочетания их подчас неожиданны. Поражает, как верно и эмоционально передавал художник характер любой местности, настроение природы.

Где бы ни жил Рерих, он всегда оставался патриотом своей Родины, прославлял русскую культуру. В годы войны он создает картины «Александр Невский», «Поход Игоря» (1941), «Партизаны» (1942), «Настасья Микулична» (1943). Гневно обрушивался он на тех, кто пытался выступать против его Родины.

Партизаны

Партизаны

После войны он решил вернуться в Россию. В 1947 году все уже было подготовлено к отъезду, все упаковано. Но семидесятитрехлетний Рерих тяжело заболел, и в декабре 1947 года его не стало.

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается