April 9, 2013
Творчество Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940) врывается в историю русского искусства XX века неожиданно и ярко, открывает в ней страницы ни на что не похожие, самобытные, исконно русские. Картины его горят, кружат голову, поражают блеском и силой таланта их создателя. Этот безграмотный послушник, мужик из далекого оренбургского села буквально ошеломил современников смелостью своего письма, новаторством в обращении с красками, в выборе колорита. Он попрал все установившиеся академические каноны живописи. Быстро завоевал мировую славу. Пополнил своими произведениями коллекцию лучших музеев мира и, оторвавшись от родной почвы, так же быстро сгорел, сошел на нет как художник, разделив нерадостную судьбу большинства эмигрантов.
Родился Филипп Малявин в глухом селе Казанки, в бедной крестьянской семье. С ранних лет привык к тяжелому крестьянскому труду и с того же мальчишеского возраста полюбил лепить из глины домашних животных и рисовать — палочкой на земле, углем, огрызком карандаша. В двенадцать лет он был на селе признанным художником. Соседи советовали родителям обучать Фильку художественному ремеслу, но те видели в рисовании одно баловство. Семья была большая, Филипп — старший, значит, помощник, нужен дома. Но вскоре один из односельчан, монах с Афона, приехавший на время домой, обратил внимание на способного мальчика и после долгого сопротивления родителей Филиппа уговорил их наконец отпустить юношу в монастырь — обучаться иконописи. Малявину было тогда шестнадцать лет.
Мастерская на Афоне оказалась, правда, кустарной, иконы писались по трафарету, учиться там было нечему. Но без денег никуда не уедешь. Пришлось остаться и «принять послух». Однажды в Афон приехал скульптор Беклемишев. Его поразили работы Малявина. Он посоветовал юноше поступать в Академию художеств. В июле 1892 года Малявину удалось приехать в Петербург и поступить сначала вольнослушателем, а потом учеником в Академию.
Способности у Малявина были замечательные. Поступив в Академию почти безграмотным, он окончил ее отлично. Был одним из любимых учеников Репина. Возвращаясь после летних каникул, он привозил всегда интереснейшие работы: портреты матери, отца, крестьян родного Оренбуржья. Крестьяне вообще главные герои произведений художника. Его картины «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» были написаны еще в годы занятий (1895), но никогда не скажешь, что это работы ученические. Это зрелый, удивительно одаренный мастер. Картины были куплены в 1896 году П. М. Третьяковым, который был очень строг в отборе.
В 1899 году Малявин окончил Академию. Правда, его картина «Смех» была отклонена, и в качестве дипломной работы взяли у художника обычный традиционный портрет.
Что же было нового, необычного, неправильного с точки зрения старой Академии, в «Смехе», первой вещи, принесшей художнику громкую славу? Смеющиеся бабы были написаны широким, сочным мазком. Яркие костюмы и фон сразу бросались в глаза, а лица, написанные более тонко, виделись лишь потом, хотя были очень выразительны. Зрители сразу разделились на два лагеря. Одни восхищались самобытностью и новаторством, другие возмущенно называли все мазней.
Картина очень декоративна. Форма потеряла объем, мазки отдельные, четкие, крупные, очертания фигур теряются, напряжение цвета огромно. И все же чувствуется здесь, как и во всем малявинском творчестве, влияние Репина: главным образом в огромной внутренней силе его картин.
В 1906 году Малявину присвоили звание академика живописи. Жизнь художника к тому времени изменилась. Он женился на богатой невесте. Имение ее находилось в Рязанской губернии. Яркие краски крестьянских нарядов, природа Рязанщины обогатили палитру Малявина. Здесь в 1906 году художник создал свой знаменитый «Вихрь» — произведение, неповторимое по гамме огненных красок. Над всем доминирует цвет — всемогущий бог художника. Характер малявинского колорита национальный, яркий, жизнерадостный. Танцуют у него те же любимые им крестьянские женщины, выворачивают душу наизнанку, несутся в безумной пляске, желая потопить в ней горе и нищету.
Малявин — отличный портретист и рисовальщик. Им создана замечательная галерея безымянных портретов русских женщин-тружениц.
Революцию Малявин встретил радостно, добился свидания с Лениным, писал его портрет. А в середине 20-х годов неожиданно уехал за границу. Его произведения, написанные на чужбине, утратили прежнюю значимость.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается