April 8, 2013
Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) воплотил в себе два передовых начала русской живописи конца XIX – начала XX века: к строгому реализму жанристов-передвижников он присовокупил страстное увлечение цветом и световыми оттенками. Его творчество — доказательство того, что два эти течения ни в коей мере не являлись взаимоисключающими. Увлечение Архипова цветом явилось отнюдь не отходом к формализму, данью новомодным течениям. Это было естественное желание художника обогатить свою палитру, улучшить художественную технику, используя живописные достижения конца XIX века.
У Перова он учился глубоко гуманному отношению к людям, демократической, гражданственной трактовке сюжетов и тем. У Поленова — его светлому отношению к жизни, свежести, прелести пленэрной живописи. Жизнь тоже учила. Тяжелое детство, близость к трудовому крестьянству, из которого сам вышел, заставили Архипова навсегда проникнуться к простому народу глубоким сочувствием, уважением, любовью. Народ стал главным героем его произведений. А врожденная поэтичная любовь к природе, к прекрасному внесла почти в каждую, даже самую грустную, картину луч надежды, луч света и солнца.
Товарищами и соучениками Архипова по училищу были Касаткин, автор реалистических жанровых полотен, писанных в традициях ранних передвижников, и Коровин, удивительный мастер цветных феерий. Вот среди этих дополняющих и обогащающих друг друга методов, жизненных влияний и творческих направлений и сформировался русский художник А. Е. Архипов.
Он родился в августе 1862 года в деревне Егорово Рязанской губернии. Семья только что освободилась тогда от крепостной зависимости. Земли было мало, изба темная, тесная, зимой в этой же избе держали телят и мелкий рогатый скот. Грязь, недоедание, нищета…
Страсть и талант к рисованию спасли юного Архипова от тяжелой, безысходной доли малоземельного крестьянина. Однажды в деревню приехали иконописцы. Мальчик вызвался им помогать. Один из них, вольнослушатель Московского училища живописи Зайков, обратил внимание на способности Архипова и помог ему подготовиться к поступлению в училище. Ученические годы Архипова длились с 1877 года по 1886 год. Ненадолго уезжал он в Петербургскую академию художеств, но оторванная от жизни, сухая академическая система не понравилась юноше, и он вернулся в Москву.
Дипломная картина «Посещение больной» (или «Подруги»), за которую художник получил Большую серебряную медаль, ознаменовала начало его самостоятельной творческой деятельности. Архипов по преимуществу жанрист. Крестьянская тема — основная в его творчестве. Глубинное знание материала делает картины художника (по композиции, по образам) беспредельно правдивыми, искренними.
Художник любит брать не исключительные, драматические сюжеты, как Перов, а, напротив, обычные, будничные. И в этой обычности — особая объективность изображения, пожалуй, еще более сильный протест против существующего строя. И еще одна мысль неотступно присутствует в его работах: труд — вот та благородная основа, с помощью которой обездоленные люди, несмотря на все переносимые тяжести, остаются людьми. Людьми внутренне богатыми и красивыми.
В 1889 году Архипов пишет картину «По реке Оке», которая принесла ему громкий успех. Здесь, как почти на всех полотнах художника, изображены усталые, погруженные в свои тяготы крестьяне. Но общее настроение картины не безысходно, не уныло. «Вся картина писана прямо на солнце»,— говорит Стасов. И вот от этого ослепительного света, золотистых переливов воды, широкой реки, раздолья веет верой в будущее, верой в этих выносливых людей, в их силы. Удивительно умел этот художник передавать цветовыми и световыми эффектами свои мечты о лучшей жизни людей.
Солнечное освещение воспроизводил он не надуманным «подкрашиванием», а лишь точным сочетанием тонов, прозрачностью теней… Архипов всегда пристально наблюдал, как меняется цвет в зависимости от освещения, и соответственно подбирал краски. Он был замечательный колорист.
Интересны его картины: «Поденщицы на чугунолитейном заводе», «Обратный» (1896), «В мастерской масок» (1897) и, конечно, «Прачки». В это время Архипов уже профессор Московского училища живописи (1894-1918); с 1898 года — академик.
С 1900-х годов Архипов сильно увлекся пейзажем, особенно северным («Северная деревня», «Лодочная пристань» и др.). Но как пейзажист он менее интересен, чем как жанрист. В первые два десятилетия XX века Архипов страстно полюбил яркие краски. Мазок его стал широким, свободным. Живопись необычайно темпераментной. Портреты деревенских женщин этого периода прекрасны, но несколько односторонни: на первое место подчас выступает декоративность, а не психологическая характеристика. Тем не менее целая портретная галерея русских крестьянок занимает очень заметное место в творчестве Архипова.
Творчество художника было всегда созвучно времени. В 1924 году Архипов вступил в Ассоциацию художников революционной России — АХРР. Он писал здоровых, бодрых, сильных людей, своих современников («Крестьянин Рязанской губернии»).
Работал много, увлеченно. В 1927 году, третьим в республике, Архипов получил звание народного художника.
Архипов был прекрасным педагогом, одним из руководителей ВХУТЕМАСа и Государственных свободных художественных мастерских. У него учились Пластов, Иогансон, С. Герасимов.
До последних дней он горячо любил жизнь, искусство, людей. Крупнейшие музеи мира в Берлине, Венеции, Нью-Йорке приобрели его полотна. Творчество Архипова — одна из интересных страниц русского искусства.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается