April 8, 2013

Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) называли Моцартом живописи. Нет у него картин в полном смысле этого слова, нет сюжета и заранее составляемых композиций. Все написано прямо с натуры. Все солнечно, радостно, полно света и воздуха, звучит удивительными красками. Коровин был колористом от природы. Он верил в прелесть непосредственного этюда. Поэтому его иногда называют импрессионистом. Да и по технике письма он близок к импрессионистам. Мазок К. Коровина свободен, широк, под стать его восприятию мира.

Был Константин Коровин правнуком ямщика. Дед держал ямской двор и слыл богачом. Отец унаследовал состояние, окончил университет. Жизнь семьи поначалу текла счастливо, но развитие железных дорог погубило ямское дело. Коровины разорились, и отец Константина покончил с собой. На десятилетнего мальчика это тяжело подействовало. Несмотря на веселый нрав, Константин Алексеевич сделался человеком очень впечатлительным и легкоранимым.

Мать Коровина, оставшись одна с двумя мальчиками, всячески старалась воспитать в них любовь к искусству. Она и сама прекрасно рисовала и увлекалась музыкой. Этому она старалась учить и детей.

В 1875 году родственник матери художник И. М. Прянишников определил Константина и его старшего брата Сергея в Московское училище живописи. Сергея на живописное, а Константина на архитектурное отделение. Правда, задержался последний там недолго. Стал вместе с братом заниматься в саврасовской пейзажной мастерской. Константин Коровин и Левитан были там лучшими учениками.

У балкона. Испанки Леонора и Ампара

У балкона. Испанки Леонора и Ампара

В 1882 году Саврасова сменил Поленов. Константин вошел в семью Поленова, сделался непременным участником знаменитых «поленовских вечеров». В. Васнецов, Суриков, Нестеров, молодые Левитан, Серов (ближайший друг К. Коровина), А. Васнецов и другие — народу бывало много. «Поленову,— писал Коровин,— мы обязаны вдумчивым, серьезным отношением к задачам искусства и требовательностью к себе, как к художнику».

А в училище Коровина не понимали. «Портрет хористки» (1883) остался непризнанным. Новая, непринужденная манера письма, удивительное цветовое соотношение были новы и чужды.

В 1886 году Константин Коровин окончил училище и даже не был удостоен звания классного художника (как, впрочем, и другой замечательный художник, Левитан).

При содействии Поленова Константин Алексеевич сблизился с одареннейшим человеком и меценатом С. И. Мамонтовым. В мамонтовской мастерской работало много известных художников. Спектакли мамонтовского кружка бывали большим событием в театральной жизни Москвы. Коровину было предложено написать декорации берендеевского посада к «Снегурочке» Островского. Весь спектакль оформлял В. Васнецов. Успех первой работы решил судьбу Коровина: он навсегда связал себя с театром, страстно полюбил работу художника-декоратора.

Шаляпин

Шаляпин

В 1885 году Коровин начинает работать в Русской частной опере, созданной Мамонтовым. В 1888 году тот же Мамонтов приглашает Коровина в заграничную поездку. Позже художник много раз ездил за границу и по России как участник выставок и просто чтобы работать. Очевидно, во время поездки 1888 года он начал писать свой шедевр «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». Картина эта экспонировалась на Передвижной выставке 1889 года, и с этого времени в течение десяти лет Коровин участвовал почти во всех выставках Тонарищества.

В 1899 году он начинает работать в Большом театре.

В 1900 году пишет огромные панно (некоторые до десяти метров длиной) для Сибирского и Среднеазиатского павильонов русского кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже. Успех их был велик. Художника наградили Первой золотой медалью. В это же время начинает он свою преподавательскую деятельность.

Париж

Париж

В конце 1900-х годов Коровин вместе с Бенуа, Бакстом, Головиным, Рерихом оформляет спектакли русского балета в Париже. Это было время блестящих успехов Коровина, талантливейшего и удивительно беспечного художника.

С 1901 по 1918 год Константин Алексеевич преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Последние шестнадцать лет жизни Коровин провел за рубежом. Приходилось ему браться за любые заказы. «Конец этого столь характерного русского человека на чужбине был весьма печален»,— писал Бенуа.

Париж. Бульвар Капуцинок

Париж. Бульвар Капуцинок

Но для нас Коровин остается крупнейшим представителем русского искусства, в первую очередь замечательным живописцем-колористом, создавшим целую художественную школу (Архипов, Юон и многие другие художники сложились под его влиянием), большим мастером театральных декораций. Одним из тех, кто стяжал русскому искусству предреволюционных лет мировую славу.

Большинство картин Константина Коровина экспонируются в Русском музее.

Северная идиллия

Северная идиллия

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается