April 8, 2013

Высоко над Окой под березами лежит худенький мальчик, мальчик из камня. Кажется, будто живой он и лишь немного размечтался, услышав чудную сказку. Одну из тех, что умел создавать художник, на могиле которого спит каменный мальчик. «Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов» — высечено на камне. Биография художника скромна. Нет в ней каких-то больших вех и разительных перемен. Слава, почести, звания, награды минули его. Он жил тихо, работал уединенно, умер рано, не признанный широкой аудиторией.

Родина Борисова-Мусатова (1870-1905) Саратов. 2 апреля 1870 года в семье служащего управления железной дороги Эльпидифора Мусатова праздновали рождение сына Виктора. А через три года мальчик неудачно упал и сломал позвоночник. Выправить начавший расти горб оказалось невозможно. С несчастьем явилась потребность к уединению.

Реквием

Реквием

Виктор часто уезжал на тихий волжский островок Зеленый, названный им таинственным. Там делал первые опыты с палитрой. Девяти лет подарил отцу на день рождения свою первую картину «Паровозы». Подолгу любил сидеть около матери, искусной рукодельницы, и смотреть, как появлялись из-под ее пальцев удивительные узоры, шитые нитью и бисером. Это мать зародила в мальчике любовь к красивым мелочам, к различным деталям.

Реальное училище, куда отдали Виктора, он не закончил. Бросил, чтобы уехать в Москву и поступить там в Училище живописи, ваяния и зодчества. К этому подготовили его школьные учителя.

В художественных учебных заведениях Москвы и Петербурга проводит Борисов-Мусатов пять лет, с 1890 года. Потом небольшая поездка на Кавказ и три года в Париже, в мастерской Кормона. Правда, плохое здоровье несколько раз заставляет его покидать столицу Франции и отправляться на лечение. Но он опять и опять возвращается в Лувр — «лучшую школу для художников».

Водоем

Водоем

Трудолюбие его поражает друзей-живописцев. Вечная борьба с учителями за свою самобытность удивляет более слабых и посредственных. Непризнание на выставках вызывает сочувствие. Но Борисов-Мусатов не приемлет его. Он точно знает, что работает, как должен и как может именно он один.

Увлекается Мусатов русским художником Ге и французскими импрессионистами. Пишет картины, как итальянские фресковые живописцы XV века. Пейзаж и костюмы берет из русской помещичьей старины, вне определенной исторической эпохи. Уединенность изображаемого места, тихая музыка, которую словно ощущаешь на его полотнах, и светлый образ Женщины — вот те непременные условия, посредством которых художник выражает свое мироощущение языком красок. Во всех картинах главная цель — создание единой красочной гармонии.

Наиболее значительные произведения Мусатова: «Гармония» (1900), «Гобелен» (1901), «Водоем» (1902), «Изумрудное ожерелье» (1903), «Реквием» (1905) и небольшие по размерам, неповторимые по красоте красок акварельные эскизы фресок последнего года жизни: «Куст орешника», «Весенняя, Летняя и Осенняя песни».

Гобелен

Гобелен

Почему талантливейший художник Борисов-Мусатов не сразу открывается зрителю? Видимо, оттого, что нет на его картинах обычного завлекающего сюжета. Мир его творений — это выраженное в красках мусатовское философское обобщение красоты.

Художник записал однажды: «Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски… Я импровизирую на фоне фантазии… Мечты мои всегда впереди… Они мне создают целые симфонии…»

Эти музыкальные живописные симфонии трудно охватить сразу во всей полноте, как нельзя тотчас проникнуть в глубину классической музыки. Так же как должно учиться слушать музыку, необходимо учиться видеть, чувствовать, понимать живопись. Мусатов — живописец сложный, особенно для неподготовленного зрителя. Живописец еще не познанный, не раскрытый до конца. Каждое новое свидание с ним приносит новое открытие, дает возможность еще немного проникнуть в тайну его живописи.

Изумрудное ожерелье

Изумрудное ожерелье

Если бы судьба продлила жизнь Борисова-Мусатова, можно предположить, что тематика его полотен претерпела бы некоторые изменения. В последние месяцы своей жизни он непрерывно пишет в письмах и дневниках о растущем революционном движении, впервые регулярно читает газеты, с волнением и радостью следит за событиями. Но увидеть рождение нового, свободного мира ему не удалось.

Скончался Мусатов в 1905 году в Тарусе за чтением газеты. Там же и похоронен. Друг художника, скульптор Матвеев, сделал надгробие — каменного мальчика, и в 1912 году его установили на могиле. Памятник этот — изображение ребенка, тонувшего в Оке и спасенного художником,— олицетворение чуткой детской души Мусатова и символ его поэтических грез.

Весна

Весна

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается