April 8, 2013
Осенью 1875 года в Московском училище живописи и ваяния появился красивый четырнадцатилетний мальчик-сирота, приехавший из села Станичная Слобода Тамбовской губернии. Звали его Андрей Рябушкин (1861-1904). Родился он в крестьянской семье, был очень музыкален, увлекался пением, состоял в церковном хоре и слыл любимцем всех местных знатоков вокального искусства. Была у Андрея и еще одна страсть — рисование. Любовь к рисованию привил Рябушкину отец, прирабатывавший писанием икон, а также друг семьи А. Преображенский, который потом и привез осиротевшего мальчика в Московское училище живописи.
Успехи Рябушкина сразу привлекли к нему внимание. Он стал любимым учеником Перова, держался всегда очень скромно, замкнуто и был духовно одинок. Поначалу Рябушкин предстал как бытописатель крестьянской жизни. Его деревенские сцены — «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880), «Гадание девушек на святках» (1881), «На деревенских посиделках» (1890) и другие— написаны с большой теплотой, лиризмом и в то же время с какой-то доброй, чуть грустной иронией. Огромное значение имели для Рябушкина, как и для других художников, выставки Товарищества передвижников.
Училище Андрей Петрович не окончил, после смерти Перова уехал в Петербург, в Академию художеств, где думал получить более глубокие и серьезные знания. В академии художник очень подружился с Архиповым и Нестеровым, перешедшими туда вместе с ним из Московского училища, и особенно сблизился с образованнейшим и очень одаренным человеком — И. Ф. Тюменевым, возглавлявшим в академии оркестр. Их роднили любовь к живописи, к музыке, интерес к русской истории и культуре. Рябушкин к этому времени уже увлекся исторической темой, в картинах своих стремился к тщательнейшему воспроизведению исторической обстановки эпохи.
Окончательный вариант его дипломной работы «Снятие с креста» (1890) отличался новизной композиции, необычной трактовкой темы и совсем не был похож на вариант, утвержденный академическим советом. Это не понравилось. Рябушкина лишили медали на конкурсе выпускников. Зато Репин и Поленов очень заинтересовались картиной. А П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи.
В конце 80-х годов Рябушкин начал уделять большое внимание колориту, передаче свето-воздушной среды. Формирование его творческих приемов относится в основном ко времени самостоятельной работы после выпуска из академии. Рябушкин получил звание классного художника первой степени. В начале 90-х годов художник очень много ездит по стране. Осенью 1891 года он выбирает своим постоянным местом жительства имение Тюменева «Приволье», где для него строится отдельный домик-мастерская. В 1892 году Рябушкин принимается за большое историческое полотно «Потешные в кружале». Эта первая крупная работа художника на историческую тему особенно близка картинам Сурикова.
Самобытность Рябушкина-художника наиболее ярко проявилась, конечно, в историко-бытовых картинах середины и второй половины 90-х годов XIX века. Это «Московская улица XVII века в праздничный день», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины XVII столетия в церкви». Этим произведениям предшествовали прекрасные графические работы: «Выход царицы Марии Ильинишны из церкви» (1893), «Сборы знатной боярыни к праздничной обедне» (1894) и другие.
Постоянно занимаясь живописью, художник в то же время часто делал иллюстрации для книг и журналов, а начиная с середины 90-х годов увлекся созданием картонов для мозаик и росписей крупнейших церквей и соборов, строившихся в то время. Все эти работы совершенствовали технику художника. Накапливался творческий опыт.
Лучшими его произведениями начала 90-х годов стали картины «Свадебный поезд в Москве. XVII столетие», «Едут!» (1901) и «Чаепитие», оконченное в 1903 году, за несколько месяцев до смерти художника. Интересные композиции, смелое, необычное сопоставление звучных, красочных пятен, деталей костюмов, самих фигур, индивидуальная характеристика каждого лица делают произведения самобытными, запоминающимися.
Рябушкин всегда выделялся среди живописцев особенно глубоким чувством историзма. Он весь проникался духом воспроизводимой им эпохи, и потому на его полотнах нет манекенов, наряженных в старинные одежды, а есть живые люди тех времен, близкие ему по духу. Большое влияние на формирование его творческой индивидуальности оказали древнерусская живопись и фреска.
Телеграм-канал «Классика»
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак
Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама
Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.
Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.
В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,
И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,
Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила
Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были
Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных
На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной
Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности
Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины
В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней
Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала
Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,
Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь
Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме
Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты
В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду
Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается