April 8, 2013

Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930) — первый художник Советской России, которому в январе 1923 года присвоили звание народного художника. Алексей Касаткин, познавший с детства труд и нужду, писавший о трудящихся и для трудящихся, имел полное право считать себя частицей великого пролетарского братства.

«Товарищ рабочий, трудящийся! — говорил Касаткин в дни своего чествования.— Ты дал мне все. Связав свой свободный труд с твоим героическим трудом, я получил силу от тебя, и все, что я получаю, есть твое!» Действительно, жизнь художника с детства связана с рабочими. Первые его впечатления — уличные сцены на Грачевке в Москве, где жил бедный ремесленный люд, где царила нищета. Дома — грустные рассказы бабушки, бывшей крепостной, болезнь горячо любимого отца и та же нищета. Но была с самых малых лет одна радость — занятия с отцом.

Алексей Александрович считался прекрасным гравером, имел звание учителя рисования и, конечно, был первым наставником сына. Потом четырнадцатилетний Касаткин стал заниматься у Перова в Московской школе живописи, где пробыл десять лет, с 1873 года. В 1883 году художник представил в качестве дипломной работы картину «Нищие на церковной паперти», получил за нее Большую серебряную медаль и звание классного художника.

Шахтерка

Шахтерка

Касаткин был подлинным учеником Перова, безмерно ценил его, продолжал и развивал в своем творчестве его демократические традиции. Он тоже полюбил темную гамму красок. Темами для своих работ брал то, что видел в деревенских и городских улицах, в рабочих семьях, на заводах, в шахтах. Мрачный колорит работ оправдан их сюжетами. Но это не слезливые воздыхания сочувствующего наблюдателя. Картины Касаткина — активный протест художника против несправедливости. Его полотна обличали и призывали к борьбе с эксплуатацией.

Касаткин первый поведал своей кистью о тяжелой жизни шахтеров. В его знаменитый шахтерский цикл вошли сотни этюдов, картина «Шахтерка», «Сбор угля бедными на выработанной шахте», «Шахтер-тягольщик» и, наконец, «Углекопы. Смена».

Сбор угля бедными на выработанной шахте

Сбор угля бедными на выработанной шахте

Картины о шахтерах принесли художнику славу, но начинал он не с них. Окончив училище, молодой художник вынужден был, к своему глубокому огорчению, на несколько лет забросить серьезные занятия живописью и содержать семью, зарабатывая главным образом оформлением лубочных изданий. Первая его картина после окончания училища — «Перекупка» — появилась только в 1889 году и была принята на выставку передвижников. В 1891 году художник выставил еще три работы и стал членом Товарищества. Одну из картин — «Соперницы» — приобрел Третьяков. Это окрылило Касаткина. Продажа картины дала возможность как следует заняться живописью, не заботясь о деньгах. Касаткин пишет преимущественно жанровые картины, реже портреты, не расстается с сюжетами, связанными с тяжелыми сторонами жизни: «Осиротели», «Тяжело», «Перед отправкой в воспитательный дом».

Осиротели

Осиротели

Произведения художника демонстрировались на передвижных выставках. Выставок этих ждали тогда с нетерпением. Они были событием не только в художественной жизни страны, но и в общественной. Выставки передвигались из города в город по всей стране. Неграмотные, забитые люди могли увидеть на картинах передвижников то, что не могли прочитать: рассказ о несправедливости, о нуждах и бедах трудящихся. Люди задумывались, в их душах поднимался протест. Художники-передвижники выполняли не только великую культурную, но и общественную миссию. Касаткин был одним из активнейших членов Товарищества.

Большое влияние на мировоззрение Касаткина оказала его дружба с Л. Н. Толстым. С 1889 года по 1899 год Касаткин переписывался с Львом Николаевичем и часто бывал в Ясной Поляне. В беседах с великим писателем Касаткин пришел к убеждению, что творчество должно подчиняться высокой идее. В своей художественной деятельности он никогда не отступал от этого принципа.

Соперницы

Соперницы

С конца 90-х годов по 1905 год Касаткин создает картины, посвященные заводским рабочим. В 1903 году по предложению Репина Касаткина избирают действительным членом Академии художеств. Двадцать четыре года (с 1894-го по 1918-й) художник без перерыва преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В первые годы революции художник пишет панно для праздничного оформления в Москве, делает портреты рабочих, ряд полотен на историко-революционные темы. Пишет много картин, посвященных советской молодежи (например, «За учебу», «Пионерка с книгами»).
Касаткин был страстным поборником реалистического искусства, оставаясь истинным художником до конца своих дней. Он и умер на творческом посту: объяснял посетителям Музея Революции свою картину «Карийская трагедия» и внезапно упал, сраженный смертью.

Карийская трагедия

Карийская трагедия

Телеграм-канал «Классика»



Ад


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

Мадонна Фиренце

Мадонна с младенцем, святыми и ангелами
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько

«Купающаяся в ручье женщина»


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,

«Пейзаж с замком Стен»


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной

Святой Себастьян

13031601m
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан

«Похищение сабиянок»


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться

«Венера» Веласкеса


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

«Лавки» Снейдерса


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Мастер женских полуфигур


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность

Творчество Артсена


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе

Нидерландская «Голгофа»


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический

Исцеление иерихонского слепца


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине

Ночное кафе


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь

Едоки картофеля


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому

Портрет Томаса Мора


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством

Юдифь


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа

Фрески Дионисия


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них

Страшный суд


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний

Гентский алтарь


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,

Тайны «Помолвки»


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Шадр

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается