February 17, 2013
В начале XVI века в самостоятельный жанр в Нидерландах выделяется пейзажная живопись. Крупнейшим пейзажистом того времени был Иоахим Патинир (около 1480–1524). В картине «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» замысел произведения в целом, а также исполнение правой части принадлежат самому Патиниру, а левую половину дописал кто-то из последователей мастера после его смерти. Как показали недавние исследования с помощью рентгеновских и инфракрасных излучений под фигурой мадонны и чуть левее ее обнаруживается силуэт другого изображения мадонны, примерно раза в два большего по размеру.
Это кулисно-панорамный пейзаж, тип которого складывается в Нидерландах в первой половине XVI века. Автор применил те же принципы построения пространства, что и Блес, но избежал чрезмерного нагромождения деталей, отчего картина производит более естественное впечатление. Желая охватить большее пространство, художник изображает природу издали, с высокой точки зрения. Холмы, группы деревьев и строения располагаются по сторонам и, подобно кулисам в театре, создают иллюзию нескольких перспективных планов. Условно и цветовое решение – на первом плане преобладают коричневатые тона, затем – зеленые и, наконец, вдали – голубые. Такое распределение цвета также призвано усилить ощущение глубины. Изображение одной лишь природы не характерно для пейзажей того времени. В картины, как правило, вводятся религиозные сюжеты. Помимо сцены отдыха на пути в Египет, Патинир включает в композицию и другой, частый в нидерландской живописи, сюжет – избиение младенцев (в глубине). И тут же рядом он показывает повседневный труд крестьян. Пейзаж Патинира еще не изображение конкретной местности, а как бы обобщенное представление художника о мире.
Телеграм-канал «Классика»
Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу
Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной
Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все
Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько
Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,
Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной
Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться
Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией
Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,
Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность
Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе
Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине
В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь
Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому
Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством
На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа
Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них
Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний
Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,
Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак