Музеи

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия

Апрель 17, 2018

Древнейшие образцы станковой живописи — портреты, написанные на досках,— были обнаружены в конце прошлого века в Египте, в погребениях Фаюмского оазиса. Потому их часто называют фаюмскими портретами. Музей обладает первоклассным собранием фаюмских портретов, среди которых есть подлинные шедевры.

Искусство Египта I—VIII вв. Искусство Византии

Коллекция дает полную картину эволюции портрета на протяжении четырех веков его существования, времени римского господства в Египте. Форма и традиции их неразрывно связаны с эллинистическо-римской живописью. Применение же — их использовали вместо маски, привязывали к мумии — говорит о не менее прочных связях с египетским культом и обрядами. Уже это определяет большую сложность фаюмских портретов как художественного явления.

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Самый ранний в коллекции — «Портрет мужчины» (I в.). Он наиболее совершенный по исполнению. Безупречное владение восковой техникой (энкаустикой), светотенью и тональной живописью, тонкое чувство колорита дали возможность мастеру создать жизненный, неповторимо индивидуальный образ. Портрет неровно обрезан по краям. По-видимому, форме доски не придавали большого значения, так как края ее всегда были скрыты в бинтах мумии, на которую был положен портрет. Первоначально доска была квадратной, портрет вставлялся в раму и висел в доме. Такие портреты писали при жизни изображенных людей с натуры. В момент похорон портрет могли вынуть из рамы и приладить к мумии умершего, обрезав края доски по форме головы.

Портрет мужчины

Портрет мужчины

В портретах художники стремились добиться максимального сходства с моделью и придать ощущение жизни. Отсюда и непринужденный трехчетвертной поворот головы, движение глаз, направленность взгляда, выразительность рта. Большинство произведений II века отличается этими качествами.

Со временем при погребении стали употреблять специально создаваемые портреты. Они могли быть копиями с тех, которые оставались в домах, либо написаны самостоятельно. Исполнены они более ремесленно. Таков, например, «Портрет мужчины с обнаженными плечами». Поскольку из бинтов мумии обычно видна только голова, то мастер в данном случае не стал тратить время на изображение одежды. Присмотревшись к этому эффектному на первый взгляд изображению человека, нетрудно заметить, что художник плохо владеет светотенью, живописные приемы его гораздо более однообразны.

Коронование Христом императора Константина VII

Коронование Христом императора Константина VII

Не только привлечение ремесленников к исполнению погребальных портретов, но и общий ход эволюции искусства в Римской империи уводили фаюмский портрет все дальше от реалистических принципов искусства эллинизма. Сказалось и воздействие приемов египетского ритуального портрета с целым рядом условностей (обязательная статика, фронтальность, окраска локальными цветами, а также значительная типизация образа).

Портреты III — начала IV века статичны, по большей части фронтальны. Краски располагаются ровными плоскостями в пределах, ограниченных четким контурным рисунком. Цветовые штрихи теряют связь со светотенью и приобретают самостоятельное значение, выражая духовную напряженность образа. Одни портреты сохраняют при этом значительную индивидуальность характеристики, как например, «Портрет мужчины», «Портрет женщины с кубком в руке». В других видно стремление к созданию идеального образа. К ним относятся «Портрет юноши» и «Портрет женщины средних лет».

Портрет юноши

Портрет юноши

Такие портреты писали уже темперой (красками на яичной основе), техникой менее сложной и трудоемкой в работе, чем энкаустика.

Фаюмским портретам родственны портреты, писавшиеся для погребальных пелен. В пелены заворачивали мумии умерших, на них рисовалась одна из основных в заупокойном культе египтян сцен — представление души умершего богу Осирису на загробном суде. В то время как вся сцена рисовалась по трафарету, лицо умершего писали на отдельном куске (позже его приклеивали на пелену) либо на этом же полотне опытные мастера. Оба типа можно увидеть на пеленах середины II века, экспонируемых здесь же в зале.

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Фаюмские портреты вышли из употребления в IV веке. Но традиции этого значительного художественного явления не были забыты. Они существенно обогатили искусство Византии, в состав которой Египет вошел в конце IV века, и мировую художественную культуру. После падения Западной Римской империи в V веке большое значение в европейской культуре приобрела Византия — обширное государство, образовавшееся на территории Восточной Римской империи. Художественная культура Византии опиралась в своем развитии на достижения античности и долгое время бережно хранила античные традиции. Постепенно в Византии сложилась художественная система, соответствовавшая аскетическому христианскому мировоззрению эпохи средних веков.

Погребальная пелена молодого мужчины

Погребальная пелена молодого мужчины

Византийские церкви богато украшались мозаиками и фресками. Мозаика из кубиков разноцветных камней и стеклянных сплавов (смальты) была характерной техникой монументального искусства в Византии особенно в раннее время, с V по X век.

В зале выставлен фрагмент мозаики с изображением св. Иосифа, созданной в начале VIII века. Она является частью композиции «Рождество Христа» из базилики св. Петра в Ватикане. Фигура Иосифа, помещенная на золотом фоне, выложена по контуру кубиками синей смальты. Яркий голубой блик положен на нимбе святого. Прозрачная зеленоватая и опаловая смальта передает впечатление световых рефлексов на белой одежде. Византийская мозаика рассчитана на взаимодействие цвета и света. Кусочки смальты и цветного камня различной формы и величины укреплены под разными углами и прихотливо отражают свет.

В убранстве церквей (капители колонн, алтарные преграды), в украшении церковной и светской утвари получила распространение резьба по камню, дереву и кости. Создавались также маленькие складни (диптихи, триптихи) и отдельные пластины как с религиозными, так и светскими сюжетами (цирковые игры, триумф императора) .

Среди представленных в зале образцов византийской резьбы по слоновой кости выделяется своим художественным совершенством пластинка X века с изображением Христа, возлагающего корону на голову императора Константина VII Багрянородного. Ясность жестов, тонкая проработка деталей, благородные пропорции фигур выдают руку искусного константинопольского мастера.

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Фото из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Единственной формой станковой живописи в Византии была иконопись (от греческого слова «эйкон» — образ, изображение). Музей обладает небольшим, но ценным собранием византийских икон.

Основная группа византийских икон в экспозиции музея относится к XIV веку, к эпохе правления династии Палеологов. Наибольшую художественную ценность представляют произведения первой половины XIV века.

В музейной экспозиции — это иконы «Двенадцать апостолов», «Богоматерь с младенцем Христом», «Благовещение», «Успение богоматери», «Св. Пантелеймон».

Св. Пантелеймон

Св. Пантелеймон

По преданию, Пантелеймон — врач из Никомедии, казненный в IV веке за свою приверженность христианской религии. Он держит в руках ящичек для медикаментов и стиль — металлическую палочку для письма. Бесплотная фигура святого, представленного в застылой фронтальной позе, плоским цветным силуэтом выступает на сияющем золотом фоне. В строгом иконном лике с преувеличенно тонкими чертами выделяются глаза, пристально глядящие на зрителя. Вокруг головы Пантелеймона пунктиром обозначен традиционный нимб. Изображение отличается декоративной красотой и гармонией звучного цвета.

Икона «Двенадцать апостолов» (первая треть XIV в.) привлекает изысканностью нежных оттенков цвета, живописной свободой миниатюрного письма, удивительно тонким рисунком лиц, сохраняющих свой индивидуальный характер. Разнообразие поз и жестов апостолов, динамика мелких и ломких складок их одеяний, отрывистые сочные мазки сообщают изображению взволнованность и внутреннюю одухотворенность.

Двенадцать апостолов

Двенадцать апостолов

На дальнейшее развитие византийской иконописи оказало воздействие религиозно-мистическое движение исихазма (от греческого слова «исихия» — покой, безмолвие, отрешенность). Главой исихастов и теоретиком этого учения был архиепископ Фессалоник — монах-мистик и ученый богослов Григорий Палама, причисленный к лику святых в 1368 году. Его иконописное изображение отличается сухой графической манерой исполнения и строгой официальной торжественностью, которые утверждаются в византийской иконописи во второй половине XIV века. Вместо разнообразных, подвижных мазков в ликах отныне появляются строгая линия и сплошная заливка освещенных частей светлым охристым тоном. В этой манере выполнены иконы «Георгий Диосорит» (Защитник) и «Христос Панто-кратор» (Вседержитель).

Художественная культура Византии оказала большое воздействие на другие страны средневековой Европы.



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики