Музеи | «Классика»

June 17, 2012

Основу выдающегося по своим масштабам и значению собрания предметов западноевропейского оружия в Эрмитаже составляет бывшая императорская коллекция, формирование которой было начато еще в 1810 году. В 1885 году она поступила в Эрмитаж из царскосельского Арсенала. В дальнейшем фонды неоднократно пополнялись. В настоящее время они являются крупнейшими в стране и насчитывают около 8 тысяч вещей.

В зале 243 представлены разнообразные предметы западноевропейского боевого, турнирного и охотничьего оружия, холодного и огнестрельного; оружия наступательного и оборонительного; экспозиция позволяет на первоклассных образцах проследить основные этапы его развития с XV по XVII век. У входа в зал выставлено вооружение воина XV века. Кольчуга, одетая поверх ватной стеганой рубашки-гамбизона, предохраняла от режущих и рубящих ударов, а шлем-салад с прорезью для глаз защищал голову и верхнюю часть лица. Тяжелая, ржавевшая при увлажнении и нагревавшаяся на солнце кольчуга в дальнейшем, однако, оказалась еще и уязвимой, так как оружейники создали кинжал для пробивания кольчуг, трехгранный острый конец которого свободно разрывал кольца и поражал воина. Именно это привело к появлению сплошного пластинчатого доспеха.

Великолепный образец такого «готического доспеха» (на его удлиненных и подчеркнуто острых формах отразилось влияние искусства готики), созданный в Аугсбурге в первой половине XV века мастером Лоренцом Хельмшмидтом, находится в экспозиции зала. Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал голову. Такой доспех весил в среднем 16–20 килограммов. Но к этому добавлялся вес кольчуги, одетой снизу, защищавшей неприкрытые участки между пластинами, и, кроме того, тяжелый груз наступательного оружия (мечи: одноручный и дополнительный – «в полторы руки»; копье длиною более трех с половиной метров, которое приходилось опирать на специальный крюк нагрудника; боевые топор, молот или булава).

«Кавалькада рыцарей» в зале (чучела и муляжи копей и людей использованы для комплексной демонстрации всего вооружения всадника) дает представление о том, как выглядели, помимо рыцарских лат, полудоспехи (существовали и полные доспехи), защищавшие в бою коней. Общий вес вооружения в этом случае оказывался весьма внушительным – от 40 до 80 килограммов. Требовались очень выносливые кони, да и сами рыцари должны были обладать большой физической силой, иметь особые профессиональные навыки и быть хорошо натренированными. Специальное турнирное оружие помогало воинам оттачивать мастерство, участвуя в состязаниях – турнирах. И боевое, и особенно турнирное оружие богато декорировалось. При этом использовалась разнообразная техника украшения: воронение стали, ее окраска с помощью прокаливания, позолота, инкрустация, гравировка, травление и чеканка. Интересны и образцы оружия главных врагов феодалов-рыцарей – крестьян и горожан. Оружие крестьян напоминает привычные для сельских жителей орудия труда – боевая коса, цеп, бич. Особое место занимает «моргенштерн» («утренняя звезда») – насаженный на древко тяжелый наконечник в виде широкого ножа с расходящимися в разные стороны шипами. Это оружие служило и профессиональным армиям. В борьбе с рыцарской конницей пехотинцы-горожане часто использовали древковое оружие, чтобы дотянуться до сидящего высоко в седле противника. Экспозиция знакомит со всем многообразием форм этого оружия: алебардами (соединение укрепленного на древке топора с копьем и шипом), глефами (копье с шипом и серпом), расседлывателем (он похож на ухват, концы которого смыкались, захватывая рыцаря за горло). Применялись также луки и арбалеты.

В XVI веке усиливается защитная броня рыцарей. Появляется «максимилиановский доспех». Он отличается от «готического» не только по внешнему виду (изменение моды – уже не камзол с узкой «осиной талией», а широкий кафтан, исчезают также и длинные острые носки на обуви – отражается и на форме доспеха). Несмотря на более тонкую броню, что соответственно уменьшает ее вес, доспех обладает повышенной прочностью благодаря рифленой поверхности металла, при этом желобки расположены так, что помогают отводить в сторону удары. Специальное приспособление – «ожерелье», к которому крепятся части доспеха,– равномерно распределяет нагрузку на плечи. Забрало, прикрывающее лицо, вне боя может быть поднято. Предусмотрена и защита от ударов «расседлывателя». Но и эти усовершенствования недолго выручали рыцарей.

Рост городов с их развитым ремесленным производством все более обеспечивал жителям превосходство в борьбе с феодалами. Появление в Европе с начала XIV века огнестрельного оружия и особенно дальнейшее его совершенствование окончательно изменили соотношение сил в пользу горожан. Доспехи и даже полудоспехи с их особо мощной броней уже не могли надежно защитить рыцарей в бою. Пуля, посланная из мушкета (весила до 50 г), на дистанции до 200 метров могла пробить доспех. Однако боевой мушкет был тяжел (6–8 кг), и при стрельбе его опирали на подсошку.

С начала XV века на огнестрельном оружии появился фитильный замок. Это избавило стрелков от необходимости держать зажженный фитиль или трут прямо в руке и подносить его к запальному отверстию для выстрела. Около 1500 года создаются колесные замки. Один из вариантов такого механизма был изобретен Леонардо да Винчи. При трении вращающегося стального колесика (огнива) о пирит курка искры вылетали на затравочный порох и происходил выстрел. Отсутствие в колесном замке заранее зажженного фитиля позволило широко применить огнестрельное оружие, в частности пистолеты, в кавалерии. Но изготовление таких замков было делом сложным (недаром некоторые цехи присваивали звание мастера лишь тем, кто самостоятельно мог сделать подобный механизм). Стоили они дорого. Поэтому появившиеся в середине XVI века кремневые замки, где искры возникали при ударе кремня об огниво (пластинку из стали), благодаря простоте устройства и дешевизне, сразу получили распространение. Замечательные образцы всех типов замков (часто двойных на одном мушкете, аркебузе или пистолете) богато представлены в коллекции Эрмитажа. Перезарядка оружия с дула после каждого выстрела замедляла и затрудняла ведение боя. Оружейники, стремясь решить проблему скорострельности, пытались увеличить количество стволов, но это резко утяжеляло оружие. Эффективнее оказался другой путь – использование револьверного магазина, поворачивая который, можно подводить к стволу следующий заряд. Прекрасным образцом такого оружия служит богато украшенный инкрустацией охотничий восьмизарядный мушкет – револьвер с фитильным замком, созданный в Германии около 1600–1610 годов. В соседней витрине выставлен еще один выдающийся образец художественно оформленного оружия – охотничья аркебуза с колесным замком (второй, фитильный, утрачен). Исполненная в Мюнхене в 1590–1600 годах мастером Германом Фишером, она имеет ложу, украшенную инкрустированным гравированным рогом, а также рельефные изображения из рога на золотом фоне.

К числу наиболее выдающихся предметов художественного оружия относятся также полудоспех и щит с эмблемами испанского ордена Сант-Яго, орнаментированный позолотой, эффектно оттеняющей красоту вороненой стали (Аугсбург, конец XVI в.), и щит-рондаш из золоченой бронзы с чеканным изображением сражения работы аугсбургского мастера Иорга Зигмана (1527–1601). Каска-бургиньот, наруч, перчатка и щит-рондаш (части полудоспеха главнокомандующего войск Венецианской республики Сфорца Паллавичино, вторая половина XVI в.) – одна из вершин искусства оформления оружия (металл окрашен прокаливанием и имеет красноватый оттенок, на каждом предмете – рельефный семиглавый дракон – эмблема владельца и орнаменты, исполненные с применением техники таушировки – тонкая золотая нить заполняет пазы-углубления, составляющие узор на поверхности доспеха). Интересна также богато декорированная скульптурно выполненными гирляндами виноградных лоз, фигурками амуров и других божеств пушка, созданная во второй половине XVII века в Венеции мастером Франческо Маццароли, а также многие другие экспонаты обширной, имеющей мировое значение эрмитажной коллекции.

Телеграм-канал «Классика»



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики