Музеи | «Классика»

February 17, 2013

Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира. Его экспозиции занимают четыреста залов и размещены в Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом и Новом Эрмитажах, а также в фойе театра. Комплекс зданий, возникший на протяжении столетия (вторая половина XVIII – середина XIX в.), создает неповторимый художественный ансамбль.

Каждый, кто хоть однажды побывал в Эрмитаже, вспоминая о нем, представит себе величественно-прекрасный Зимний дворец – самое замечательное и наиболее впечатляющее из пяти музейных зданий. Дворец, построенный в 1754–1762 годах по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771) как парадная царская резиденция, определил неповторимый архитектурный облик ансамбля на берегу Невы и его ведущее место в панораме города.

Масштабами, богатством, разнообразием архитектурного декора и вместо с тем цельностью и соразмерностью частей Зимний дворец, исполненный в стиле русского барокко, создает гармоничный и торжественный образ. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего лишь три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству; главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь,– наиболее парадный. Он имеет семь членений, в средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. Особую стройность зданию придают расположенные в два яруса – одна над другой – многочисленные колонны, по-разному сгруппированные и подчиненные единому сложному ритму. А над балюстрадой карнизов, как бы продолжая вертикали колонн, четко выделяются на фоне неба устремленные вверх скульптуры и декоративные вазы. Выполненные первоначально из пудожского камня, они были заменены в конце XIX века фигурами из листовой меди.

Колористическое решение подчеркивает композиционное единство архитектуры и скульптуры в создании живописного облика здания. Сочетание трех цветов – зеленого (в окраске стен), белого (колонны, наличники окон) и золотисто-серого (лепнина декора), оттеняющего глубокую профилировку фасадов с ее светотеневыми эффектами,– усиливает эмоциональное восприятие.

Именно внешний облик здания с наибольшей полнотой доносит до нас творческий почерк его создателя – Ф. Б. Растрелли. Большинство интерьеров, выполненных им, не сохранилось или было перестроено при восстановительных работах после большого пожара во дворце в 1837 году. Архитектор Василий Петрович Стасов (1769–1848), руководивший его возрождением, сохранив в прежнем виде фасады, в оформление внутренних помещений внес ряд изменений. Это касалось некоторых интерьеров, созданных не только Растрелли, но и другими выдающимися архитекторами – Старовым, Кваренги, Росси, Монферраном. Одни из них Стасов смог воссоздать почти в прежнем виде, другие были частично переделаны, а ряд залов оформлялся по проектам В. П. Стасова или архитектора Александра Павловича Брюллова (1798–1877).

Главная лестница

Эту лестницу в XVIII веке называли Посольской. Послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием (в дальнейшем ее стали именовать Иорданской, так как во время празднования дня крещения – согласно церковной легенде, оно происходило на реке Иордан – по ней к Неве спускалась царская семья). Лестница поражает своими масштабами, богатством и великолепием оформления. Еще находясь на нижних ступенях, посетитель музея ощущает более чем двадцатиметровую высоту потолка. Роспись плафона, созданного итальянскими живописцами, как бы уводит взгляд еще дальше, в голубое небо, к вершине сказочной горы Олимп, туда, где парят боги. Окна, через которые вливается мягкий свет дня, и ложные окна, застекленные зеркалами, словно расширяют пределы помещения. Пилястры, золоченая лепка, скульптуры, бронзовые бра дополняют декорировку стен.

Главная лестница

Главная лестница

Поднявшегося по парадной мраморной лестнице ждет еще больший эффект. Перед ним – великолепная колоннада из серых гранитных монолитов. Использование гранитных колонн для оформления интерьера впервые применено в русской архитектуре В. П. Стасовым. Во времена Растрелли колонны были облицованы розовым искусственным мрамором, лестница была деревянной, золоченые узоры на стенах – из резного дерева, на потолке помещался другой плафон, погибший в пожаре 1837 года. Но несмотря на изменения, внесенные Стасовым, общий характер и барочный стиль оформления были сохранены. На втором этаже, сразу за Главной лестницей, расположены две анфилады парадных залов. Начнем осмотр музея с помещений, находящихся за дверьми слева.

Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый залы

Фельдмаршальский зал (в нишах когда-то размещались портреты русских фельдмаршалов) был оформлен в 1833 году архитектором Огюстом Монферраном (1786–1858), затем, после пожара, несколько перестроен В. П. Стасовым уже в новом стиле – стиле классицизма.

Петровский (Малый тронный) зал, также созданный Монферраном в 1833 году, был восстановлен Стасовым в прежнем виде (единственное изменение – парные пилястры вместо одиночных). Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в его оформлении. На стенах, вверху, помещены изображения баталий, выигранных Петром I,– «Полтавский бой» и «Битва при Лесной», выполненные на холстах в технике темперы живописцами В. Медичи и П. Скотти. Двуглавые орлы, короны и вензеля Петра I, начертанные латинским шрифтом, многократно повторяются в отделке стен (шитье серебром по красному лионскому бархату) и потолка (изображения выполнены в неприменяемой ныне технике золотой штриховки), на капителях пилястр, над дверьми. В глубине большой ниши, являющейся центром архитектурной композиции зала, между двумя яшмовыми колоннами, находится картина, исполненная венецианцем Якопо Амикопи, «Петр I с аллегорической фигурой Славы» (между 1732 и 1734 гг.).

Императорский трон, стоящий на возвышении под картиной, был заказан после смерти Петра I в Англии и сделан в 1731 году мастером Никола Клаузеном из мореного дуба и позолоченного серебра.

Гербовый зал

Гербовый зал

Во время Великой Отечественной войны паркет зала пострадал от падения бронзовой люстры (ныне заменена серебряной). Она рухнула от взрыва фашистского снаряда в соседнем Гербовом зале. После войны оба помещения были полностью восстановлены. Гербовый зал, предназначавшийся для парадных приемов и имеющий площадь 1000 квадратных метров, был оформлен В. П. Стасовым. Золоченые колонны коринфского ордера и расположенные по периметру хоры с балюстрадой придают залу нарядный вид. Бронзовые люстры, украшенные щитками с рельефными гербами русских губерний, помещены позднее. Рядом с Гербовым залом расположена знаменитая Военная галерея Зимнего дворца.

Военная галерея Зимнего дворца

В 1826 году во дворце по проекту зодчего Карла Ивановича Росси (1775–1849) была построена галерея, где разместили 332 портрета генералов – участников Отечественной войны 1812–1814 годов. В течение десяти лет известный английский художник Джордж Доу (1781–1829), приглашенный в Россию, работал над выполнением этих портретов. Ему помогали русские живописцы Александр Васильевич Поляков (1801–1835) и Вильгельм-Август Александрович Голике (1802–1848). Лишь три больших конных портрета написаны другими мастерами: портреты Александра I и его союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма III – немецким художником Францем Крюгером (1797–1857), создателем идеализированных, холодных и официальных произведений. Портрет другого союзника, австрийского императора Франца I, был выполнен Петером Крафтом (1780–1856). Александр Сергеевич Пушкин, не раз бывавший в галерее и восторгавшийся ею, в стихотворении «Полководец» (часть текста приводится на мраморной доске, установленной в галерее в 1949 г.) писал:

Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Галерея ценна как замечательный историко-художественный памятник воинской славы России. В центре ее находится исполненный Дж. Доу большой портрет главнокомандующего русских войск фельдмаршала М. И. Кутузова. В советское время была произведена некоторая перевеска картин – портреты самых известных генералов и наиболее ценные в художественном отношении были помещены ниже и ближе к центру, чтобы их лучше можно было рассмотреть. Так, сейчас рядом с портретом Кутузова помещены картины, запечатлевшие облик П. И. Багратиона, Д. В. Давыдова, Л. П. Сеславина, А. П. Ермолова. По другую сторону от центральной двери находится большой портрет прославленного полководца М. Б. Барклая де Толли. Есть в галерее и тринадцать пустых рам, на которых написаны воинские звания и имена. Эти генералы погибли на поле боя или не дожили до времени создания галереи, и их изображения не сохранились.

Военная галерея

Военная галерея

Во время пожара 1837 года все картины были вынесены и спасены. Архитектор В. П. Стасов, восстанавливая помещение, лишь удлинил его на 12 метров и разместил балкон над карнизом. С этой поры Военная галерея сохраняет свой облик.

Георгиевский зал

Георгиевский (Большой тронный) зал – одна из лучших работ В. П. Стасова в Зимнем дворце. Создавая огромное, площадью 800 квадратных метров помещение, архитектор столкнулся с рядом сложнейших задач, в частности, с проблемой надежности перекрытия зала шириной в 20 метров: обычные для того времени деревянные балки не подходили. Стасов совместно со специалистами Александровского чугунолитейного завода спроектировал оригинальную железную конструкцию потолка, которая выполняет свои функции в два раза дольше, чем предполагалось. Но замечательны не только конструктивные новшества, к которым прибегает Стасов. Величественное и торжественное оформление зала блестяще соответствует его назначению – месту официальных приемов и церемоний. Эффектно, но при этом и лаконично цветовое решение, сочетающее всего лишь два тона: белый (каррарский мрамор на стенах и в монолитах 48 колонн) и золотой (18 тысяч деталей, примененных в оформлении, из позолоченной, прочеканенной литой бронзы). Стройные ряды сдвоенных колони с пилястрами, расположенными напротив, в простенках между окнами, поддерживают балкон, опоясывающий зал. Балкон прерывается лишь в центре, где на стене, над бывшим тронным местом, помещен большой рельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Эта скульптура, символизирующая могущество России, была создана по рисунку В. П. Стасова итальянским скульптором Франческо дель Неро. Великолепен паркет зала, составленный из шестнадцати пород дерева. Его рисунок повторяет узоры потолка, усиливая впечатление стройности и гармонии, которые отличают оформление зала.

Георгиевский зал

Георгиевский зал

Мозаичная карта СССР из русских самоцветов установлена на месте, где раньше на возвышении стоял императорский трон. Выполненная мастерами Петергофской гранильной фабрики карта демонстрировалась в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939) на международных выставках и была удостоена во Франции «Гран при» (Большого приза) как замечательное произведение камнерезного искусства.

Гипсовая лепнина
Стилизация под интерьерный стиль эпохи барокко возможна с использованием гипсовой лепнины. На странице http://www.evina.ru/s_gipsovie_karnizi.php подробности об использовании карнизов из гипса. В окончательном варианте гипс визуально не отличается от камня, а в некоторых случаях даже от мрамора.

Телеграм-канал «Классика»



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики