Музеи | «Классика»

December 4, 2018

Я. Брейгель. «Пейзаж»

Нидерландская революция XVI века привела к разделению Нидерландов на два государства — Северные и Южные провинции. В этом разделе выразились уже ранее складывавшиеся особенности культурно-экономического развития той и другой частей страны. На рубеже XVI—XVII веков нидерландское искусство окончательно распадается на две школы — фламандскую и голландскую. В XVII столетии обе они достигли своего наивысшего расцвета.

Таким образом, общий корень живописи Фландрии и Голландии следует искать в творчестве нидерландских мастеров рубежа XVI—XVII веков.

Конец XVI — начало XVII века — это переломный период, когда закладываются основы нового художественного мировосприятия и стиля. В собрании музея искусство этого времени представлено главным образом работами художников Южных Нидерландов. Большинство проблем и художественных принципов, выдвинутых нидерландской живописью этой поры, находит свое непосредственное продолжение преимущественно в южных нидерландских провинциях, то есть во фламандском искусстве.

Нидерландская живопись рубежа XVI—XVII веков представляет собой пеструю картину, сложное и противоречивое переплетение направлений, тематических и стилистических поисков. В ней обнаруживаются и ориентация на национальные традиции и следование формулам европейского маньеризма. Романизм — вариант последнего — безраздельно господствовал в области религиозной и мифологической картины.

Жанровая живопись Нидерландов обращалась в это время чаще всего к изображению быта патрицианского общества, праздников, балов, маскарадов. «Придворный бал» Мартена Пепейна — превосходный образец такой живописи — мелкофигурная композиция со множеством деталей, рассчитанная на длительное, внимательное рассматривание. Несмотря на все бытовые приметы и характерные детали, в этой сцене есть налет искусственности. Живописный язык условен. Дамы и кавалеры, танцующие в богатом интерьере, похожи на марионеток, одетых в парадные костюмы. Картина написана в 1604 году под влиянием нидерландского маньеризма конца века.

Эволюция жанровой и мифологической живописи на рубеже XVI — XVII веков протекала в тесном единстве с развитием пейзажа, который был одним из наиболее интересных явлений нидерландского искусства переходного времени. Примером может служить композиция «Диана с нимфами и Актеон» Абрахама Говартса (1589— 1626). Мастер этот еще живет идеями и представлениями XVI века. Нидерландские художники следовали канону итальянского классического пейзажа: все его элементы располагались наподобие кулис красивыми, композиционно построенными группами; выдерживалась определенная система цветового построения; на первом плане размещались мелкие фигурки, чаще всего разыгрывавшие мифологические, реже — жанровые сцены. В целом пейзаж, как правило навеянный картинами южной природы, получал оттенок фантастики, условной поэтизации.

Несмотря на общую для всех пейзажных композиций этого времени тенденцию к декоративности, некоторые живописцы стремились приблизить ландшафт к нидерландской природе, обогатить его реалистическими наблюдениями. Национальные пейзажные мотивы мы видим в работе «Аллегория долготерпения» неизвестного фламандского мастера. Появляются сельские пейзажи с жанровыми сценами, в которых подчеркивались национальные особенности. Интересна в этом плане прекрасная картина С. Вранкса «Путешествие под охраной конвоя».

В начале XVII века крепнут позиции демократического жанра, противостоящего придворно-аристократическому.

Наиболее отчетливо реалистические и демократические тенденции выражены в творчестве Яна Брейгеля Бархатного (1568—1625) и Иооса де Момпера (1564—1635).

Я. Брейгель. «Пейзаж»

Я. Брейгель. «Пейзаж»

«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу новаторских произведений и является работой, выдающейся по своим живописным достоинствам. Художник изображает фламандскую деревню или маленький городок и насыщает композицию различными эпизодами повседневной жизни. В этой картине бытовые сцены, по существу, равноправны с пейзажем. Благодаря высокому горизонту композиция еще сохраняет отголосок панорамности, но в образной трактовке изменяются акценты. Жизнь человека, его «труды и дни» получают самоценное значение; жанровые сценки не несут в себе какого-либо аллегорического смысла.

В прекрасном «Пейзаже с часовней на холме» И. де Момпера взгляд издали и сверху придает пейзажному мотиву оттенок необозримости. Элементы панорамного пейзажа предшествующего времени, связанного со стремлением воплотить в одной картине представление о всей Вселенной, были еще сильны в живописи этих лет, но ощущение космического величия сочетается с остро наблюденными деталями, с внимательным изучением натуры в ее частностях. Момпер сохраняет традиционную колористическую гамму — коричневые, зеленые, голубые тона, но он хочет преодолеть условную трехплановую систему пейзажа путем перехода к двуплановой, дающей резкий скачок от ближнего плана к далям.

Л. ван Юден. «Сельская дорога»

Л. ван Юден. «Сельская дорога»

Традиции Я. Брейгеля и И. де Момпера развивал Лукас ван Юден (1595—1672) (см. его картину «Сельская дорога»), работавший в период расцвета фламандской школы. Тип панорамного пейзажа продолжал существовать и в это время. В композиции, исполненной Юденом, видно, однако, как он эволюционирует, видоизменяется. Планы и цвета стремятся к слиянию. Пейзаж привлекает своей воздушностью и богатой цветовой разработкой, множеством красочных нюансов.

Юден был тесно связан с мастерской Рубенса и часто писал пейзажные фоны в его картинах.

Таким образом, в конце XVI — начале XVII века в нидерландской живописи подготавливается переход к качественно новому этапу. Этот скачок совершается около 1610 года, на рубеже первого и второго десятилетий XVII века, в творчестве различных мастеров и в различных центрах северных провинций, объединившихся в республику Голландию. В южных провинциях этот процесс находит отражение прежде всего в творчестве Рубенса и мастеров главного очага фламандской художественной культуры — Антверпена.

Провинции юга Нидерландов вошли в состав государства, получившего название Фландрии (она занимала территорию современной Бельгии). Многолетняя борьба с Испанией за независимость не принесла успеха — здесь сохранились испанский протекторат, власть католической церкви, феодальные порядки, но революция пробудила духовную энергию народа, вызвала мощный подъем творческих сил, обусловивший блестящий взлет фламандской культуры в первые десятилетия XVII века. В ее жизнеутверждающем пафосе слышатся отзвуки героической эпохи.

Традиционная религиозная и мифологическая тематика господствовала во фламандской живописи. Самым распространенным во Фландрии видом крупного живописного произведения была алтарная картина — композиция, помещавшаяся над алтарем в католической церкви.

Образцом такой религиозной композиции служит «Благовещение» монограммиста «НВ», запоздалого представителя романизма. Общий художественный строй картины восходит к XVI веку. Приемы маньеристической живописи видны, в частности, в несколько вычурной игре контуров и объемов, декоративном сочетании красок; в образе Марии подчеркнута чуть жеманная грация. В то же время в персонажах «Благовещения» есть какая-то фламандская «неуклюжесть» (в особенности в облике архангела, в котором угадывается национальный типаж); в картине в целом чувствуется как бы вырывающаяся из условной схемы жизненная естественность, полнокровность. Живописное исполнение по-нидерландски тщательно и утонченно.

XVII век

Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Существовали различные его виды. Даниель Сегерс (1590—1661) писал главным образом цветочные натюрморты. Воспроизводя цветы очень тщательно и умело, Сегерс подчинял композицию декоративной задаче. Пестрые гирлянды цветов он располагал в виде картуша, обычно окружавшего изображения каменных рельефов или маленьких картин. В натюрморте из нашего собрания в центре помещены мадонна с младенцем и святые, исполненные другим живописцем.

Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579—1657) и Ян Фейт (1611 — 1661). В зале выставлены три превосходные работы Снейдерса — «Рыбная лавка», «Мясная лавка» и «Натюрморт с лебедем». Мир природы, приносящей свои дары человеку,— ведущая тема его композиций.

Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедем

Ф. Снейдерс. Натюрморт с лебедем

В так называемых «лавках» Снейдерс ограничивает себя тематическим подбором предметов, но при этом он стремится показать как бы все, что этому миру принадлежит. Так, в «Рыбной лавке», кажется, собраны рыбы всех рек и морей, всех возможных форм и окрасок. Для художника в природе нет ничего уродливого. В «Мясной лавке» ободранные головы быков, разрубленные туши баранов, куски мяса, языки, внутренности переданы с такой живописной силой, с таким ощущением их декоративных качеств, как бы нивелирующих, заглушающих откровенный «физиологический» натурализм изображения, что зритель не улавливает в них ничего отталкивающего.

В прекрасном «Натюрморте с лебедем» Снейдерс демонстрирует ошеломляющую щедрость, разнообразие даров земли. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. Шелковисто-мягкое жемчужное оперение лебедя, короткая жесткая шерсть лани, могучий кабан с разинутой пастью, мертвые птички с пестрыми перьями, переливающимися радужными красками, роскошные южные фрукты, едва умещающиеся в корзине, огромный красный омар на расписном блюде, влажно блестящие устрицы — все, что художник изображает, как бы наделено высшим совершенством. В натюрмортах Снейдерса нет ощущения мертвой природы, и характерно, что в них естественно смотрятся фигуры людей и животных. Его композиции — это подлинный апофеоз плодородной стихии природы, исполненный почти языческой мощи.

В натюрмортах Снейдерса, обычно имеющих очень внушительные размеры, предметы занимают все живописное пространство. Они связаны друг с другом динамическим ритмом, а также цветом, придающим композиции декоративное единство. Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса.

Натюрморты Яна Фейта, более камерные по своему настроению, покоряют тонкой красотой живописи. В собрании музея есть его великолепное полотно «Битая дичь». Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. Однако в предметах, которые Фейт изображает, в их форме, поверхности, цвете — шкурках зайцев, лани, перьях цапли и птиц — его привлекает не столько их самоценная декоративная выразительность, сколько особенность и красота самого «материала». Сопоставляя разнородную фактуру этих предметов и их окраску, художник добивается изысканного декоративного эффекта, но в нем нет блеска и пафоса — он звучит у Фейта как бы под сурдинку, в поэтическом ключе. Все элементы натюрморта живописец объединяет в тесную компактную группу и подчиняет единому колористическому замыслу. Картина строится на сдержанных коричневых и желтоватых оттенках, гармонично согласованных друг с другом. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства.

Завершают экспозицию фламандской живописи художники середины и второй половины XVII столетия — Я. Сиберехтс и Д. Тенирс.

Ян Сиберехтс (1627 — ок. 1703) — своеобразный и оригинальный художник, в равной мере пейзажист и мастер бытового жанра. Сиберехтс писал довольно большие по размерам пейзажи, в которые неизменно вводил фигуры крестьян. В картине «Брод» он показывает женщину, которая, подоткнув подол, переходит лесную речку, едущую по воде крестьянскую повозку, нагруженную корзинами. Жанровые мотивы органично вливаются в изображение природы. Пейзаж носит явно выраженный национальный характер. Живописная манера несколько суховата, жестка, но картина привлекает красивой гаммой холодных серо-серебристых оттенков, прекрасно воссозданным эффектом света, который проходит через толщу деревьев и рассеянными пятнами падает на землю и фигуры людей.

Д. Тенирс. Курильщик

Д. Тенирс. Курильщик

Среди поздних фламандских художников одним из наиболее известных был Давид Тенирс Младший (1610—1690). Ему принадлежат жанровые сцены, многие из которых посвящены крестьянскому быту. Это небольшого формата, тонко написанные, красивые по цвету композиции, не лишенные настроения (см. картины «Шут» и «Курильщик»). Он не раз обращался к традиционной для нидерландской живописи теме «Искушение св. Антония» (см. в витрине). Но главный акцент Тенирс ставит здесь на занимательности изображения. Сюжет превращается в забавную, полную развлекательных подробностей сцену.

В целом проблематика фламандского искусства второй половины XVII века мельчает, в нем нет былого жизнеутверждения и размаха, нет и крупных мастеров. К концу XVII столетия самобытная художественная школа Фландрии перестает существовать.

Информация о компаниях
Чтобы потребители могли ориентироваться на современном рынке товаров и услуг, создаются такие сайты, как tell-me.su. Такие ресурсы специализируются на сборе отзывов о различных предприятиях. Почитав отзывы, пользователь интернета может принять взвешенное решение, куда обратиться за помощью в своих делах.

Телеграм-канал «Классика»



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики