Музеи

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

Апрель 18, 2018

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием

В начале XV века в странах Западной Европы и прежде всего в Италии совершился художественный переворот огромного исторического значения. В эту эпоху происходит становление искусства Возрождения, проникнутого ощущением красоты реального земного мира и высокой этической ценности человека. Искусство обрело новое жизненное содержание. В соответствии с изменившимся мировоззрением в живописи складывались новые принципы жизненно достоверного изображения мира и человека. Борьба старых иконных принципов с новыми «картинными» во многом определяет развитие итальянской и всей европейской живописи первой половины XV века.

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

В алтаре венецианского мастера Витторе Кривелли (работал в 1481—1501) можно видеть, как некоторые завоевания новой художественной системы в области живописно-пластической формы сочетаются с традиционной композицией полиптиха и золотым фоном.

П. Эспаларгес. Архангел Михаил, взвешивающий души умерших

П. Эспаларгес. Архангел Михаил, взвешивающий души умерших

Замечательный образец искусства рубежа средних веков и Возрождения — работа испанского художника конца XV — начала XVI века Педро Эспаларгеса «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших». Этот художник работал на севере Пиренеев, в провинции Каталония. Его икона представляет, по-видимому, часть заалтарного полиптиха (многочастной иконы, находившейся в капелле церкви, за алтарем), посвященного св. Михаилу, покровителю Каталонии. Выразительный образ юноши воина воплощает бесстрашие и спокойную ясность духа. С наивной серьезностью изображает художник черного дьявола, тянущего на свою сторону чашу весов с душой монаха картезианского ордена. Колорит иконы привлекает праздничным звучанием и декоративной красотой.

В истории итальянского искусства XV—XVI веков принято различать периоды раннего Возрождения, или кватроченто (XV в.), и Высокого Возрождения (конец XV — первая половина XVI в.).

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

К числу знаменитых художников раннего Возрождения относится Пьетро Вануччи, прозванный Перуджино (ок. 1450—1523), который был учителем Рафаэля. В картине «Мадонна с младенцем» он создал образ, исполненный подлинной поэтичности, живого человеческого обаяния и естественной жизненности. В образе мадонны воплощены представления художника об идеале женской красоты. В фигурке Христа мастер передал характерные формы и пропорции пухлого тельца ребенка. Фигура мадонны, нежной и печальной, величавым силуэтом выделяется на фоне пейзажа. Он навеян впечатлениями художника от родной ему природы Умбрии и соответствует эмоциональному содержанию образа.

П. Перуджино. Мадонна с младенцем

П. Перуджино. Мадонна с младенцем

В мастерской Перуджино создавались многочисленные картины, которые пользовались большим успехом у современников. Интересным примером таких работ школы Перуджино может служить картина «Оплакивание Христа» (начало XVI в.).

О радостном открытии реального мира свидетельствует картина «Поклонение Марии младенцу Христу» — копия, выполненная во второй половине XV века с произведения флорентийского художника Филиппо Липпи (1406—1469). Юная робкая Мария с изумлением и нежностью поклоняется своему новорожденному сыну. Именно ее глубокое волнение возвеличивает образ божественного младенца, который полон наивной прелести. В сказочном пейзаже, окружающем фигуры, художник попытался передать свои реальные наблюдения над природой, изобразив таинственный густой лес, цветы и птиц.

Картина сиенского художника второй половины XV века Гвидоччо ди Джованни Коццарелли «Крещение Христа» привлекает лирическим настроением пейзажа.

Характерный образец живописи раннего Возрождения — картина «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами» школы Лоренцо ди Креди (1459—1537), который был современником Леонардо да Винчи и вместе с ним учился в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Картина имеет круглую форму — тондо, распространенную в живописи итальянского Возрождения. На переднем плане выделена группа персонажей религиозной легенды. Композиция образует устойчивую пирамидальную форму, которая воспринимается как логическое завершение естественных в своих движениях, свободно расположенных в пространстве фигур. Уходящий вдаль пейзаж построен по законам линейной и воздушной перспективы. Идеальный и совершенный мир, созданный в картине и основанный на познании художником природных закономерностей, восхищает ощущением красоты и гармонии.

Самодовлеющий интерес итальянского ренессансного искусства к миру и человеку с особой очевидностью ощущается и в полотне феррарского художника Лоренцо Косты (1460—1535) «Двое мужчин у колонны». Сюжет неясен, поскольку это лишь фрагмент несохранившегося произведения.

Интерес к индивидуально-неповторимому началу в человеке, представление о значительности и высоком этическом достоинстве личности способствуют возникновению ренессансного портрета как самостоятельного жанра живописи. Характерными образцами портрета раннего Возрождения могут служить работы Антонелло де Салиба (ок. 1467 — после 1535) и известного болонского художника и медальера Франческо Франча (1450—1517/18). Обе картины небольшого формата, однако особое построение сообщает образам значительность. Фигуры приближены к зрителю и обобщенным силуэтом вырисовываются на фоне далекого пейзажа, свободно и естественно господствуя в пространстве, полном света и воздуха. Широкий разворот плеч, горделивая осанка, спокойная зоркая прямота взгляда способствуют выражению тех черт характера, которые особенно ценили в человеке люди эпохи Возрождения. В первую очередь к ним относятся ясно выраженное интеллектуальное и волевое начало, ум, мужество, твердость, спокойная уверенность в своих силах. Композиция портрета XV века утверждает за человеком главенствующее положение в мире, и четкая логика построения, оптимистическое звучание цвета выражают радость этого разумного превосходства.

В картине Антонелло де Салиба характеристику модели дополняют атрибуты — книга и стиль, которые свидетельствуют об ученых или литературных занятиях.

Яркими образцами светской живописи эпохи Возрождения стали картины на темы античной мифологии и истории.

В этой связи особый интерес представляют две небольшие картины XV века — «Убийство Юлия Цезаря» работы мастерской флорентийского художника Аполлонио ди Джованни ди Томмазо (ок. 1415—1465) и картина сиенского художника Бернардино Фунгаи (ок. 1460—1516) «Сципион Африканский принимает сдавшегося в плен царя Сифакса».

Используя бытовые детали современной им жизни, художники несколько наивно показывают основные события драматического сюжета. Бернардино Фунгаи совмещает в одном изображении три разновременных эпизода, но выделяет главный из них и поясняет изображенное надписями. В центре Сципион, окруженный свитой, принимает пленного царя. Справа он же упрекает своего союзника Масиниссу в покровительстве Софонисбе, жене Сифакса, которая любила Масиниссу, но была выдана замуж за Сифакса по воле отца. Слева посланец Масиниссы подносит Софонисбе кубок с ядом, чтобы избавить ее от позора и плена.

Картина «Убийство Юлия Цезаря» сохранилась не полностью. В левой части, по-видимому, был изображен Цезарь, получающий записку с предупреждением о готовящемся заговоре. В композиции выделен кульминационный эпизод — убийство Цезаря во время заседания римского Сената в марте 44 года до н. э. Сенаторы напоминают своим обликом византийских и арабских купцов, Цезарь и убийца изображены в костюмах знатных итальянцев XV века. Далее, за колонной, представлено сожжение тела Юлия Цезаря.

Обе картины предназначались для украшения резных деревянных ларей — кассоне, которые обычно дарили на свадьбу, а впоследствии хранили в них одежду.

С. Боттичелли. Благовещение

С. Боттичелли. Благовещение

К числу выдающихся мастеров раннего Возрождения принадлежит флорентийский художник Алессандро ди Мариано Филиппепи, прозванный Боттичелли (1444/45—1510). Небольшая картина с изображением Марии и архангела из сцены «Благовещение» относится к позднему периоду его творчества. Обращают на себя внимание нервные, одухотворенные лица архангела и Марии, их стремительные движения и невесомые фигуры, резкая напряженность цветовых сочетаний и повышенная выразительность линейного рисунка.

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Следуя манере учителя, неизвестный художник школы Боттичелли создал схожий образ в картине-тондо «Мадонна с младенцем». Творчество Боттичелли завершает историю флорентийской живописи эпохи кватроченто.

С конца XV века итальянское искусство вступило в новый этап, который принято называть Высоким Возрождением. Одним из величайших художников этой эпохи был Леонардо да Винчи (1452— 1519). Его живописные произведения и теоретические изыскания обобщили художественную практику Возрождения.

К числу наиболее одаренных учеников Леонардо относится миланский художник Джованни Антонио Больтраффио (1467—1516), представленный в музее картиной «Св. Себастьян».

По преданию, Себастьян, начальник преторианской когорты в войске императора Диоклетиана (конец III — начало IVв.) был пронзен стрелами за проповедь христианства и впоследствии причислен церковью к лику святых.

Д. Больтраффио. Св. Себастьян

Д. Больтраффио. Св. Себастьян

Образ, созданный Больтраффио, чисто светский. Предполагают, что моделью для него послужил юный подмастерье Леонардо — красавец Салаи. Только стрела в руке юноши и тонкий золотой ободок нимба над головой напоминают о религиозном сюжете. Богатая одежда и прическа с пышными золотистыми кудрями до плеч соответствуют моде начала XVI века. Темно-синий плащ юноши подбит серым гладким мехом и с ювелирной тонкостью расцвечен золотыми блестками вышивки. Рассеянный свет ложится на лицо, зажигает рубин в изящной оправе, заставляет мягко светиться жемчужину в диадеме. Особую убедительность образу придает его пластичность, объемность, созданная с помощью виртуозно разработанной светотени. Тающая дымка окутывает лицо юноши, сообщая ему трепетно-неуловимое, изменчивое выражение. Эту дымку, знаменитое леонардовское «сфумато», сам великий художник называл «средством одухотворения» и «создательницей выражения на лицах».

Художественная школа, сложившаяся в Ломбардии из числа последователей Леонардо, представлена также картинами «Св. Иероним» Чезаре да Сесто (1477—1523) и «Мадонна с младенцем» Бернардино Луини (ок. 1481/82—1532). Воздействие искусства Леонардо испытал и Джованни Антонио Бацци, прозванный Содома (1477—1549). Ломбардец по происхождению, он переселился в 1500 году в Сиену, где завоевал особую популярность. Оригинальным характером отличается искусство ломбардского художника Гауденцио Феррари (ок. 1470—1546). Он известен прежде всего своими фресковыми росписями в горных церквах Северной Ломбардии. Хранящиеся в музее две створки полиптиха с изображением св. Цецилии с донатором и св. Маргариты свидетельствуют о знакомстве художника с творчеством его северных современников, в частности немецких мастеров эпохи Возрождения.

Значительную часть экспонатов зала составляют произведения венецианской школы живописи. Ее специфические черты — колористическое богатство, стремление к непосредственному восприятию действительности, эмоциональная выразительность и глубокая поэтичность — определились во второй половине XV века в творчестве выдающегося живописца Джованни Беллини. Его благотворное влияние испытал талантливый художник Джованни Баттиста Чима да Конельяно (ок. 1459—1517/18), представленный в экспозиции несколькими произведениями.

Небольшую картину «Мадонна с младенцем» отличает звучный насыщенный колорит, жизненно-достоверная и лирическая трактовка сюжета. Молодая цветущая женщина с серьезным и печальным выражением лица бережно поддерживает подавшегося вперед и чем-то взволнованного младенца, стоящего на ее коленях. Зеленый занавес отделяет их от далекого пейзажа.

Д. Чима да Конельяно. Снятие с креста

Д. Чима да Конельяно. Снятие с креста

Большое полотно «Снятие с креста» посвящено драматической теме мученической смерти Христа. Оплакивающие его ученики и близкие представлены как реальные люди, и каждый из них в соответствии со своим характером и темпераментом выражает глубокую скорбь. Наряду с персонажами евангельской легенды можно видеть и образ современника художника — это монах кармелитского ордена, для монастыря которого была написана картина. Особую достоверность изображенному сообщает фон — любовно написанный художником пейзаж со старинной крепостью в его родном городе Конельяно.

С. дель Пьомбо. Портрет кардинала Паллавичини

С. дель Пьомбо. Портрет кардинала Паллавичини

Гуманистический пафос искусства Высокого Возрождения нашел свое отражение в портрете кардинала Антонио Паллавичини, выполненном Себастьяно дель Пьомбо (ок. 1485—1547). Ученик Джорджоне, он работал в Риме, где испытал влияние Рафаэля и стал одним из наиболее одаренных его последователей. Кардинал Паллавичини запечатлен сидящим в кресле с раскрытой книгой на коленях, погруженный в свои литературно-философские занятия. Сопоставленный с миром природы образ человека в этом портрете приобретает особую значительность, монументальную обобщенность и оттенок парадной представительности.

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием

Ученика Тициана, венецианского художника Париса Бордоне (1500—1571), отличает незаурядное мастерство колориста. Его картина «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием» (начало 1530-х гг.) — тип композиции, получившей в Италии название «святое собеседование». Эта композиция пришла на смену декоративно-плоскостному принципу объединения фигур на отдельных досках средневекового полиптиха. Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной красотой. Они представлены в естественных взаимоотношениях друг с другом, их окружает величавый и прекрасный мир природы. Радует глаз звучная красочность колорита картины, ощущение материального многообразия мира и его гармонического бытия.

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

К числу одаренных учеников Тициана относится также Якопо Пальма Младший (1544—1628). В экспозиции находится несколько его работ — «Св. Иероним», «Христос исцеляет больных» и «Поклонение пастухов».

Одним из великих живописцев Венеции был Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588).

П. Веронезе. Минерва

П. Веронезе. Минерва

Маленькая картина Веронезе «Минерва» — шедевр его живописного мастерства. Античная богиня мудрости и войны, покровительница искусств и ремесел изображена в шлеме и со щитом в воздушной полутени неглубокой ниши. Картина выдержана в общем серебристом тоне, легкие полупрозрачные мазки золотистого, зеленого, жемчужно-серого тонов пронизаны светом. Не случайно, рассматривая полотна своих великих современников, известный венецианский писатель XVI века Пьетро Аретино утверждал: «…вряд ли существует на свете нечто столь же привлекательное и столь же ласкающее глаз, как живопись, даже драгоценные камни и золото не могут с ней сравниться».

Присущие Веронезе красочное многообразие и щедрость живописи со всей очевидностью раскрываются также в картине «Отдых на пути в Египет».

Воздействие великих венецианских живописцев проявляется и в работах их менее значительных современников («Саломея с головой Иоанна Крестителя» и «Мужской портрет» Бернардино Личинио, «Мадонна с младенцем», «Портрет молодого человека», «Св. семейство» работы неизвестных венецианских художников XVI в.).

Венецианская школа живописи эпохи Возрождения не исчерпывается работами художников самой Венеции. К ней примыкают местные художественные центры так называемой террафермы (твердая земля) — близлежащих и подвластных Венеции областей.

Среди крупнейших мастеров террафермы следует в первую очередь назвать уроженца Брешии Джованни Джироламо Савольдо (1480/85 — после 1548). В картине «Искушение св. Антония» он обратился к эпизодам средневековой легенды о знаменитом христианском отшельнике, который жил в Египте на рубеже III—IV веков. Удалившись от суетного мира, Антоний провел почти пятнадцать лет среди своих сподвижников-аскетов в окрестностях города Гераклеополя, затем на двадцать лет поселился в Писпире, у Аравийских гор, и, наконец, нашел последний приют на крайнем востоке Фиваиды, у Красного моря. В жизнеописании св. Антония говорится, что он занимался плетением циновок и борьбой с многочисленными демонами.

На переднем плане художник изобразил дьявольские создания, которые безжалостно бьют и терзают отшельника. Справа выступает гигантская обнаженная фигура демона, несущего на плечах причудливое существо с головой, похожей на череп, а вдали полыхает адское пламя, придающее картине тревожное настроение. Слева, в глубине, виднеется бурное море, затем арка моста через реку, дорога, ведущая к замку на холме, и маленькие фигурки людей в костюмах эпохи Возрождения. Пейзаж, написанный в насыщенных и звучных тонах, привлекает жизненной убедительностью и большой эмоциональной выразительностью.

С середины XV века крупным культурным центром Италии было герцогство Феррара. Феррарская школа живописи обладала большим своеобразием. Один из крупнейших живописцев Феррары — Доссо Досси (ок. 1479—1542). «Пейзаж со сценами из жизни святых» является одним из ранних образцов пейзажной живописи в итальянском искусстве того времени. Пейзаж в картине населяют маленькие фигурки святых. Слева молится перед распятием св. Иероним, вдали великан Христофор переходит реку с младенцем Христом на плечах, в центре изображено мученичество св. Екатерины, справа св. Георгий борется с драконом. Яркие цвета одежды оживляют голубовато-зеленую красочную гамму пейзажа. Художник стремится передать ощущение реального пространства, обладающего протяженностью и глубиной. Он пользуется законами линейной и воздушной перспективы. Высокая точка зрения и отсутствие четкой линии горизонта придают пейзажу космический характер.

В 20—30-е годы XVI века в итальянской живописи сложилось направление, получившее название маньеризм. Для искусства этого направления было характерно повторение манеры, приемов великих итальянских мастеров. (Отсюда и возникновение термина, введенного в обиход художественной критикой XVI века.) Живописи маньеризма свойственно усиление субъективного начала, преобладание интереса к чисто формальным проблемам; она несет на себе явный отпечаток придворно-аристократической культуры. В то же время чувство разочарования в окружающей жизни, сознание острых противоречий между идеалом и действительностью приводили молодых художников не только к конфликту с принципами и нормами классического стиля Возрождения, но и к поискам новых средств и образов для выражения своих идей.

Одним из основателей маньеризма в живописи был талантливый художник Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503— 1540) по месту рождения в городе Парме. Ясное представление о его стиле дает картина «Обручение св. Екатерины». Идеальный мир ее образов чарует утонченной хрупкой грацией. Ему соответствует холодный, изысканно-нежный колорит. Работу Пармиджанино отличают высокое живописное мастерство и артистизм исполнения.

К этому направлению принадлежал и ученик Рафаэля — римский художник и архитектор Джулио Пиппи, прозванный Романо (1499—1546). Яркий пример его творчества — женский портрет, изображающий, возможно, Форнарину, натурщицу и возлюбленную Рафаэля. Она представлена обнаженной перед туалетным столиком с жаровней, в комнате богатого дома, которая отделена занавесом от светлой галереи, где изображена служанка. Красавица смотрит в сторону зрителя холодным, отчужденным взглядом. Ее фигура в сложной, несколько нарочитой позе эффектно выделяется на темном фоне.

Одним из наиболее талантливых живописцев маньеристического направления был Аньоло Бронзино (1503—1572). Придворный мастер тосканского герцога Козимо Медичи, он пользовался известностью как живописец и поэт, организатор официальных празднеств и излюбленный портретист итальянской знати. В его портретных работах перед зрителем предстает поколение холодных и надменных властителей Италии, людей низменных, преступных страстей, жестоких и эгоистичных. Таков и герцог Козимо (1519—1574), укрепивший свою власть путем беспощадного террора, не останавливавшийся перед предательством, преступлением и даже убийством собственных детей. Но в портрете Бронзино характер модели скрыт под маской надменности и бесстрастия. Этому впечатлению соответствует и манера живописи с ее гладкой фактурой, жесткостью линий, достоверностью деталей.

А. Бронзино. Святое семейство

А. Бронзино. Святое семейство

Отвлеченная холодная красота и формальная гармония царят в картине Бронзино «Святое семейство». Следуя приемам Микеланджело и Рафаэля, виртуозно владея рисунком и светотенью, художник создает сложную объемно-пространственную композицию группы фигур. В образе мадонны воплощен аристократический идеал красоты.

В маньеристическом портрете, получившем распространение и в других странах Европы, наряду с типом парадного сословнопредставительного изображения модели наметилась тенденция к субъективно-эмоциональной, интимно-психологической трактовке образа.

Ощущение неразрешимых жизненных противоречий, неуверенность и затаенная тревога выражены в портретах кисти флорентийских художников Франческо де Росси, прозванного Сальвиати (1510— 1563), Кристофано Аллори (1577—1621) и миланского живописца Джулио Чезаре Прокаччини (ок. 1570—1625).

Ф. Сальвиати. Портрет прелата (Портрет кардинала Джованни)

Ф. Сальвиати. Портрет прелата (Портрет кардинала Джованни)

Тяготение к показу явлений реального мира, характерное для итальянского искусства конца XVI века, ярко проявляется в работе флорентийского художника Якопо Кименти да Эмполи (ок. 1551—1640), представляющей редкий образец раннего итальянского натюрморта.

На столе и на стене, на деревянной балке, аккуратно расставлены и развешаны всевозможные съестные припасы. Изображая разнообразную снедь, художник обнаруживает острое чувство формы и материальных качеств каждого предмета, его индивидуальной выразительности. При этом строго продуманное расположение предметов претворяется на холсте в ясную, уравновешенную композицию.

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году

Иллюстрации из путеводителя по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, изданного в 1987 году



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики