Музеи

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

Январь 14, 2019

14011902

Картина «Благовещение» была написана в 1609 году. С этого года в Антверпене разворачивается деятельность Петера Пауля Рубенса (1577—1640), вернувшегося на родину в конце 1608 года из Италии, где он провел восемь лет. Рубенс сыграл решающую роль в формировании фламандской школы. Она возникла на перекрестии различных культур — нидерландской и итальянской. Гению Рубенса удалось привить на фламандскую почву итальянскую традицию, оплодотворить ею национальную культуру, сделать органической частью национального художественного мировосприятия, образного мышления, стилистических исканий. Итальянская художественная культура была усвоена Рубенсом глубоко и полно и творчески претворена в собственном живописном стиле. Но Рубенс оставался фламандским мастером, выразившим с наибольшей полнотой идеалы и дух национальной культуры. Через все искусство великого художника проходит, как лейтмотив, тема полнокровной радости бытия, стихийной жизненной мощи, всевластной и безграничной.

П.П. Рубенс. Вакханалия

П.П. Рубенс. Вакханалия

Великолепным произведением Рубенса является картина «Вакханалия» (около 1615), изображающая празднество в честь бога вина Вакха. Рубенс охотно обращался к темам античной мифологии. В легендах античности жило столь близкое художнику чувство единства человека и природы, ощущение их нерасторжимой и благотворной связи. Козлоногие сатиры — свита Вакха, их пышнотелые спутницы (образы, созданные рубенсовской фантазией) — это воплощение сил природы, плодородия, физического здоровья. Динамика композиции выражает кипучую энергию, безудержное упоение радостью бытия. В «Вакханалии» основой композиционной структуры является ритм; ему подчиняются и линейно-пластическое и колористическое решение картины.

Замечательны свобода и блеск живописного исполнения — Рубенс работает кистью то тщательно, детально, то намеренно эскизно. Тонкие, жидкие, прозрачные слои краски делают живопись воздушной и легкой. Холодные голубоватые тени легко моделируют формы.

По нидерландской традиции картина была написана на полированной доске с гладким белым грунтом, благодаря чему цвет получил особую чистоту и светоносность (впоследствии «Вакханалия» была переведена с дерева на холст). Многослойное письмо, переходы изумительно тонких цветовых оттенков придают красочной гамме и самой поверхности картины живую вибрацию. Один из прекраснейших «кусков» живописи — женская фигура, изображенная у левого края картины. Переливы красочных тонов создают впечатление мягкой упругости и теплоты тела, атласной гладкости кожи, невесомой легкости шелковистых волос, струящихся золотистыми прядями. Рубенс заставляет зрителя сильно, остро и непосредственно ощутить живую плоть вещей, трепет жизни в каждом явлении материального мира.

В образе, навеянном античной мифологией, воплощен национальный эстетический идеал: пышное, ослепительно прекрасное тело молодой фламандки, ее цветущая красота излучают радость жизни, олицетворяют ее торжество.

В творчестве Рубенса (и в искусстве других ведущих фламандских мастеров) сложился национально-своеобразный вариант стиля барокко. Для него характерны ясно выраженная жизненно реалистическая основа, неиссякаемое жизнелюбие, мощное утверждение красоты мира, прославление физического и душевного здоровья человека. В нем ярко ощутимы народные корни фламандской художественной культуры. Полнокровный реализм и могучая жизненность покоряют в рубенсовской «Вакханалии».

Образ, исполненный земного, чувственного обаяния, создает художник и в «Женском портрете». Мы любуемся обликом молодой женщины, спокойным и ясным, ее темными блестящими глазами, свежим ярким ртом, мягкими пушистыми волосами, нежной кожей лица, окрашенного румянцем. Рубенс воспевает физическую красоту человека, природную первосущность его с той убедительностью в воспроизведении материальных качеств, особенностей природных форм, которая отличает фламандскую живописную школу.

П.П. Рубенс. Тайная вечеря

П.П. Рубенс. Тайная вечеря

Большой интерес и художественную ценность представляют эскизы Рубенса. По этим предварительным наброскам исполнялись большие законченные композиции. Так, например, «Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы позволяют в полной мере оценить виртуозность живописного мастерства Рубенса. Быстрыми, точными, выразительными ударами кисти, смелым бегом прозрачных мазков создается ощущение объема и пространства, схвачены формы, характер образа, общее настроение. В эскизах с особой непосредственностью запечатлен темперамент художника, передан ход его творческой мысли; они являются и драгоценными документами, дающими представление о работах, не дошедших до нас.

В 1635 году Рубенс составил общий проект праздничного убранства города к торжественному въезду в Антверпен нового наместника испанского короля во Фландрии кардинал-инфанта Фердинанда. Триумфальные арки, павильоны, воздвигнутые на улицах и площадях, не сохранились, поскольку носили временный характер, но мы можем судить о них по выполненным Рубенсом эскизам, находящимся теперь в различных музейных собраниях. Один из них хранится в нашей коллекции. Усложненный ритм и динамика архитектурных форм, подчеркнутые игрой света и тени, богатство декоративных элементов великолепно согласуются с пышностью и торжественностью живописной композиции, изображающей умершую правительницу Нидерландов инфанту Изабеллу, которая благословляет своего преемника кардинал-инфанта Фердинанда на новое поприще. Эскизы оформления Антверпена свидетельствуют о колоссальной художественной фантазии Рубенса.

Воздействие гения Рубенса на современников было огромным. Он сыграл важнейшую роль в становлении творческой индивидуальности многих крупнейших мастеров фламандской живописи, в первую очередь — Иорданса и Ван Дейка.



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики