Музеи | «Классика»

June 20, 2012

Государственная Третьяковская галерея насчитывает более ста пятидесяти лет своего существования. До ее возникновения ни в Москве, ни в Петербурге не существовало специального музея русского национального искусства. Русские вельможи собирали в своих дворцах прежде всего произведения иностранных мастеров или копии с их произведений, пренебрегая отечественными талантами. В противоположность этому, борьба с галломанией составляла прочную традицию русской передовой общественной мысли, от Н.И. Новикова и Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина до В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова.

С ростом национального самосознания, особенно усилившимся в период Отечественной войны 1812 года и последующее десятилетие, идея строительства русской национальной культуры пронизывает деятельность ее лучших представителей. «Все должно творить в этой России, в этом русском языке»,–говорил основоположник русской литературы Пушкин. Его современник, замечательный русский художник А.Г. Венецианов, первым в изобразительном искусстве обратился к народной жизни как к первоисточнику прекрасного. В ту же эпоху возникла идея русской национальной художественной школы. Известный писатель П.П. Свиньин утверждал, что «есть возможность составить русскую школу», и попытался доказать это, собрав свой «Русский музеум».

Однако, в основном, русское изобразительное искусство тех лет отставало от литературы, оно развивалось в русле академизма, и трудно было предположить тогда, что дело, начатое Венециановым и продолженное его скромными учениками, из тоненького ручейка превратится в могучий поток, который размоет старые художественные устои.

В 40-е годы XIX века выступил П.А. Федотов, заложивший новую, критическую традицию в русском искусстве. Она была продолжена и развита художниками-демократами 60-х годов, положившими начало новой эпохе в развитии реализма в России. Перелом, обозначившийся в русском искусстве конца 50-х – начала 60-х годов XIX века, был подготовлен всем ходом исторического развития. В России образовалась почва для широкого развития в искусстве тех демократических тенденций, которые пробивали себе дорогу, начиная с 40-х годов XIX века. Обращение к национальной действительности, превращение искусства в зеркало народной жизни и орудие критического рассмотрения существующего положения вещей – такова была программа передового русского искусства второй половины XIX столетия. Она выражалась словами «национальность» и «реализм».

Возникновение идеи создания музея русского искусства было в этот момент закономерно. Он должен был послужить утверждению отечественной художественной школы, выявлению ее своеобразного лица, стимулированию ее дальнейшего развития. Крупнейший русский художественный критик В.В. Стасов неоднократно взывал к русскому обществу о необходимости создания музея национального искусства. Патриотическое дело создания галереи русского искусства взял на себя московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832–1898). Это был человек выдающихся способностей, сумевший путем самообразования встать в ряды просвещеннейших и культурнейших русских людей своего времени.

Он пользовался уважением и дружбой крупнейших русских писателей И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, выдающихся русских художников В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, а также других представителей (русской передовой культуры.

Идея создания национальной художественной галереи, руководившая Третьяковым, выражала общий пафос нарождающейся демократической культуры, тот же самый, который составлял движущую силу деятельности А.Н. Островского, создавшего русский национальный театр. Этот пафос прекрасно выражен в следующих словах великого драматурга: «Национальный театр, помимо даже репертуара, то есть само здание, возбуждает уже народный патриотизм. Национальный театр есть признак зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи». Отметим, что Островский мечтал при этом об устройстве в Москве театра «независимого от петербургской дирекции и самостоятельного управления», то есть театра, свободного от бюрократического надзора. Та же цель стояла и перед основателем галереи национального искусства Третьяковым.

В 1856 (году Третьяков приобрел две первые картины русских художников («Финляндские контрабандисты» В.Г. Худякова и «Искушение» Н.Г. Шильдера). С тех пор вся его жизнь была посвящена выполнению добровольно принятого на себя патриотического долга.

Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно осознанную цель: содействовать развитию русского демократического искусства, то есть искусства, связанного с почвой народной, национальной жизни. Он приобретал в первую очередь произведения современного ему искусства, с поразительной художественной чуткостью угадывая новые таланты. Обращаясь же к искусству предшествующего исторического периода, он и там отбирал то, что представляло реалистическую и наиболее плодотворную струю. Так, им (были приобретены для своей галереи портреты К.П. Брюллова, этюды А.А. Иванова и др.

Нужно сказать, что коллекции отечественного искусства до Третьякова собирали представители купечества – Ф.И. Прянишников, К.Т. Солдатенков, В.А. Кокорев. Но только Третьяков задался целью не просто частного собирательства, а создания общественного музея национального искусства. Еще при жизни, в 1892 году, Третьяков передал созданную им галерею, присоединив к ней собрание своего умершего брата С.М. Третьякова, в дар городу Москве. Третьяковская галерея возникла как музей демократического и реалистического искусства. Ее своеобразие определяется тем, что пополняя свое собрание в соответствии с развитием искусства демократического реализма, она получила неизгладимый отпечаток исторической эпохи, в которую была создана. Сама галерея есть замечательный памятник этой эпохи. Но она и живой, развивающийся организм.

Ныне собрание галереи возросло в несколько раз, и она превратилась в музей, в котором история русского искусства отражена на всем протяжении его развития – от древнейших времен до наших дней.

Одежда
Одежда с патриотической символикой обычно востребована в благополучных странах, где граждане гордятся своей страной. На странице http://fighterland.ru/topic/patriotic/ представлены образцы такой одежды для жителей России. История России сколь богата, столь и противоречива, и это накладывает отпечаток на патриотическую идеологию.

Телеграм-канал «Классика»



На опушке соснового леса

Однако ряд предметов своей обширной коллекции, в том числе и картину Ивана Шишкина, Стахеевым удалось вывезти за границу. Позже пейзаж приобрел бельгийский художник Шарль Дефрейн, чьи потомки и выставили ее на нынешние

«Вечная весна»

В нем виртуозно воплощены образы молодого юноши и девушки, слившихся в поцелуе. Скульптура наполнена чувственными эмоциями. Знатоки полагают, что на эту работу мэтра скульптуры вдохновили отношения с ученицей

Два Колизея

Но со второй картиной дело обстояло иначе: холст не был похож на оригинальное полотно. В ходе реставрации с картины пришлось снять три толстых слоя краски, прежде, чем экспертам удалось добраться до оригинала. В некоторых местах лишнюю

Обновленный фонтан

Но в те времена в Нюрнберге содержание такого водного произведения искусств сочли слишком дорогим удовольствием и по этой причине не стали монтировать. В конце XVIII века фонтан продали российскому императору Павлу I, который

«Лот и его дочери»

Ценители и знатоки творчества Рубенса полагают, что картина может быть продана и за более высокую сумму, так как последнее время значительно увеличился спрос на произведения известных фламандцев. Так, в 2002 году «Избиение невинных»

Шедевры Кранахов

В целом на выставке можно увидеть 48 картин и более полусотни графических работ, которые прибыли в столицу нашей Родины не только из Германии, но также из Мадрида, Праги, Будапешта. Семейство Кранахов отличалось

Лучшее на Кристис

В пять раз превзошел свой эстимейт этюд «Сон» Анри Матисса. Он был преобретен за 3,8 миллиона долларов. Также в пять раз выше оценочной стоимости ушла «Абстракция» Жана Элиона – за 3,4 миллиона долларов. За «Два персонажа»

Лежащая обнаженная

Картины, на которых в большинстве своем написаны обнаженные женщины, стали частью выставки, открывшейся почти сто лет назад в Париже. Экспозиция вызвала настоящий скандал. Выставка проработала всего несколько часов

Эрмитаж — лучший

Награды «Выбор путешественников» присуждаются на основании анализа миллионов отзывов и мнений туристов на сайте TripAdvisеr. Чтобы выбрать лучшие туристические объекты по всему миру используется алгоритм, который

Порванный букет

Юный любитель живописи оступился во время просмотра экспозиции и, чтобы не упасть, уперся кулаком в произведение итальянского искусства, стоявшее на подставке. Проделав в шедевре Паоло Порпоры дыру размером с кулак,

Саврасов вернулся

Представители аукционного дома оценивают возвращение картины Саврасова «к жизни», как эпохальное событие. Произведение великого живописца XIX века является примером русской ландшафтной живописи. Не зря

Женщины Пикассо

Полотно являлось украшением частной коллекции знаменитых собирателей современного искусства Виктора и Салли Ганц, но после их смерти ушло с аукциона за 31 миллион 900 тысяч долларов. Сами супруги Ганц приобрели

Тайна Анны Болейн

В ходе исследований выяснилось, что портреты XVI века не совпадают с подлинным образом Болейн. Таким образом, на двух известнейших во всем мире портретах может быть запечатлена вовсе не королева. Кто эта знатная особа?

Фарфоровая англомания

Примерно в это же время русские умельцы начали копировать английские изделия. Придворная контора активно поставляла на различные предприятия России не только образцы английского фарфора, но и

Мадонна ди Сенигаллия

Полотно делла Франческе заказал местный правитель из Урбино Федерико де Монтефельтро. Это был свадебный подарок его дочери Джованне. Портреты самого герцога Федерико де Монтефельтро и его супруги

Натюрморт Ван Гога

Голландский мастер работал над полотном в доме своего друга доктора Поля Гаше, который следил за здоровьем художника. Серьезные финансовые трудности, которые испытывал Ван Гог, сподвигли его расплатиться произведением

Выставка фарфора

80 предметов вниманию посетителей выставки предложит музей-заповедник «Царицыно». Кроме этого, около 700 авторских работ представят современные мастера фарфора. Некоторые предметы были изготовлены специально к данному

Выставка Лентулова

Именно в это время мастер пробовал себя в разных направлениях, проявил себя неутомимым экспериментатором. Картины расположены в хронологическом порядке и представляют разные жанры живописи — портреты, пейзажи,

Редкий клад

Стоунер посчитал монету английской и не придал находке особого значения. Но позже кладоискатель решил показать свое обретение в местном клубе «искателей сокровищ». Найденная монета произвела настоящую сенсацию среди

«Весна» Мане

Уникальность предстоящего события состоит в том, что шедевр Мане впервые примет участие в аукционе. 20 лет полотно экспонировалось в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, а до этого более 100 лет оно находилось

ГМИИ им. Пушкина. Ван Дейк


Портрет изображает жену одного из видных сановников города. Спокойная поза, строгий

ГМИИ им. Пушкина. Иорданс

Я. Иорданс. Сатир в гостях у крестьянина
Трактуя античную легенду с некоторой наивностью и прямотой, Иорданс изображает ее как сцену

ГМИИ им. Пушкина. Рубенс

14011902
«Тайная вечеря» — эскиз к картине, хранящейся в галерее Брера в Милане. Эскизы

ГМИИ им. Пушкина. Фламандцы

Я. Брейгель. «Пейзаж»
«Пейзаж» Яна Брейгеля Бархатного, датированный 1603 годом, принадлежит к числу

ГМИИ. Немецкое Возрождение


Ощущение созвучия природы с жизнью человека привлекает в картине «Мадонна с младенцем»

ГМИИ им. Пушкина. Нидерланды XV—XVI

Херри мет де Блес. Шествие на Голгофу
Пейзаж производит впечатление реальной пространственной среды, в которой развертывается

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XV—XVI

П. Бордоне. Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Георгием
Герои религиозной легенды в картине венецианского мастера наделены земной полнокровной

ГМИИ: пластика малых форм


Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

ГМИИ им. Пушкина. Итальянцы XIII—XV

Сано ди Пьетро. Усекновение главы Иоанна Предтечи
«Усекновение главы Иоанна Предтечи» Сано ди Пьетро была частью полиптиха — большой

ГМИИ им. Пушкина. Египет и Византия


Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил

Музей Шерлока Холмса


Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Британский музей


Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном

Национальная галерея


Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание

Эрмитаж


Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в

Старая Пинакотека


Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Третьяковская галерея


Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно

Оружие в Эрмитаже


Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал

Музей Орсе


Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики